12 самых значительных усилителей мощности всех времен

Kondo Audio Note Ongaku
Kondo Audio Note Ongaku

Обзор: 12 самых значительных усилителей мощности всех времен


Воскрешение утраченного искусства

12 самых значительных усилителей мощности всех времен: Хироясу Кондо подал в отставку с поста дизайнера аудиотехники в CBS, чтобы следовать своей мечте о создании усилителя, обеспечивающего «естественный звук» без «механических» артефактов. Исследования Кондо привели его к пересмотру давно заброшенных конструкций однополюсного триода (SET), которые были первыми усилителями, построенными на заре эры электроники. Его энтузиазм по поводу усилителей SET был основан на разуме и эмоциях.

Инженер в нем предпочитал присущую ему простоту и меньшее количество частей SET по сравнению с другими типами усилителей — по крайней мере, пока высокая мощность не была приоритетом — в то время как любитель музыки в нем чувствовал тягу к чистоте и эмоциональному реализму SET. Тем не менее он очень четко понимал, что триодов и топологии несимметричных цепей недостаточно, что необходимо оптимизировать конструкцию с максимальным вниманием к выбору силовой лампы, выходного трансформатора и пассивных частей.

Это объясняет использование серебряных проводников и его настойчивость в создании собственных конденсаторов, трансформаторов, кабелей и проводов с постоянным вниманием к полученному качеству тона. Кондо был первым дизайнером, который много экспериментировал с серебряными проводниками, что в конечном итоге принесло ему звание «Audio Silversmith».

Шедевром Кондо был усилитель Ongaku на базе 211, который получил мировое признание вскоре после того, как Audio Note UK приняла на себя международные маркетинговые обязанности. Ongaku оснащен многосекционным выходным трансформатором, намотанным вручную, с серебряной проволокой, конденсаторами из серебряной фольги и серебряной кабельной разводкой.

Онгакu помог легитимизировать жанр SET и открыл шлюзы для множества проектов SET по различным ценам. Это, в свою очередь, стимулировало интерес к высокочувствительным динамикам, подходящим для усилителей малой мощности. Благодаря Kondo и Ongaku, звучание и наборы SET вернули себе давно потерянную популярность и сегодня образуют динамичное подмножество высококачественного звука.

Tact Millennium
Tact Millennium

Усиление для цифрового века

Несмотря на то, что Tact Millennium (1998) был далеко не первым усилителем мощности, в котором использовался выходной каскад (класс D) (это отличие принадлежит SWAMP 1 для Infinity Джона Ульриха в 1976 году), он стал прорывом в усилении класса D, которое идеально подходило для него. для цифрового века и, что более важно, преобразовал традиционную аудиосистему.

Millennium принимает аудиоданные с импульсной кодовой модуляцией (PCM) от цифрового источника и затем преобразует эти данные PCM непосредственно в сигнал с широтно-импульсной модуляцией (PWM), который включает и выключает выходные транзисторы. Вот и весь путь прохождения сигнала. Громкость регулируется путем установки напряжения питания выходных транзисторов. Цифро-аналоговое преобразование является естественным дополнительным продуктом переключения выходного каскада и его фильтра.

Сравните этот путь прохождения сигнала с системой, основанной на обычном усилителе класса D: ЦАП с микросхемой ЦАП, цифровым фильтром, преобразователем тока в напряжение, аналоговым фильтром и выходным буфером; (типичные) три ступени усиления в предварительном усилителе и его регуляторе громкости; и аналоговый входной каскад обычного усилителя мощности класса D — не говоря уже о всех переключателях, проводах, дорожках плат и разъемах. Одним ударом Millennium устранил 90% схем, которые мы долгое время считали необходимыми для аудиосистемы, ввел усилитель мощности в цифровую эпоху и изобрел совершенно новую архитектуру аудиосистемы.

Harman Kardon Citation II
Harman Kardon Citation II

Пропускная способность

Когда в 1959 году Стью Хегеман представил свой аппарат Harman Kardon Citation II, он был мало похож на другие устройства подобного типа. Harman Kardon Citation II был первым усилителем, обеспечивающим широкую полосу пропускания — критерий, который, по мнению Хегемана, был важен для реалистичного воспроизведения музыки. Мы говорим не о расширении 50 кГц, а о полосе пропускания в мегагерцовом диапазоне, и это происходит в эпоху, когда большинство усилителей изо всех сил пытались удовлетворить свои требования к выходной мощности при 20 кГц.

Чтобы реализовать эту сверхширокую полосу пропускания, Хегеман обратился к высокочастотным видео усилителям — точнее, к шести из них. Моноблочный Citation II мощностью 60 Вт нуждался в новом выходном трансформаторе, который не ограничивал бы полосу пропускания усилителя; это был проект, который занял более двух лет разработки. Хегеман был свободолюбивым марсоходом, который любил музыку и никогда не делал усилитель (или что-то еще), который не отдавал дань уважения реальной вещи. Данна модель все еще конкурентоспособная сегодня, эта красавица шоколадного цвета серьезно коллекционируется.

Krell KSA-50/KSA-100
Krell KSA-50/KSA-100

Войдите в Дредноут

Темный, очень приятный моноблок класса А мощностью 50 Вт начала 80-х годов от Дана Д’Агостино преподнес нам, что-то такое, чего раньше мы не получали совсем: бас! Наряду с этой замечательной низкоуровневой производительностью появилось достаточно тока, чтобы управлять невероятными нагрузками, такими как ленты Apogee или статистика Sound Lab. KSA-50 — один из действительно великолепных, новаторских полупроводниковых устройств, возможно, был первым транзисторным усилителем, который можно было по праву назвать невозмутимым.

Читайте также:  Реверсивный УНЧ: схема усилителя низких частот

Он установил качество сборки «дредноутов» для массивных источников питания, множество выходных устройств относительно выходной мощности и способность управлять самыми сложными нагрузками на громкоговорители в мире. KSA-50 и его старший брат KSA-100 с более высокой мощностью были предшественниками длинной цепочки мощных усилителей мощности от Krell (а позже и от Dan D’Agostino Master Audio Systems), а также продуктов, которые заставили других производителей сделать шаг вперед.

McIntosh MC275
McIntosh MC275

Легендарный усилитель

Это легендарный усилитель от легендарной компании, чья приверженность качеству конструкции и дизайна никогда не колебалась, даже во время долгой темной ночи ранней полупроводниковой электроники. Первые Маки были построены вокруг трансформатора, который спроектировали (и запатентовали) Фрэнк Макинтош и Гордон Гоу, который позволил им выйти за пределы мощности, свойственные конструкции класса А, в область гораздо более высокой мощности без слышимого и уродливого «надреза».

Искажение, которое препятствовало таким усилиям в прошлом. Разработанный в первую очередь Сидни Кордерманом, MC275 был одним из первых ламповых усилителей, которые звучали по-настоящему нейтрально и предлагали высокую мощность (75 Вт был электростанцией в 1961 году). Тим де Паравичини сказал, что единственная звуковая схема, кроме его собственной, которую он хотел бы спроектировать, — это «Unity Coupled Circuit», дебютировавшая в MC275. MC275 был восстановлен, так как за последние несколько лет компания McIntosh вернулась к производству ламповых усилителей с потрясающими результатами.

Audio Research Corporation D150
Audio Research Corporation D150

Сингулярность

Предшественник стерео усилителей D75, D76 и D76A, этот бегемот на основе 150Wpc 6550 стал кульминацией ламповых конструкций первого поколения Уильяма Зейна Джонсона. Признанная классика с момента своего дебюта в 1975 году, D150 установила стандарт усиления ламповых усилителей в 1970-х годах и намного позже. Сама модель нейтральности, низкого уровня искажений, значительного энергопотребления и «высокой четкости» (в средней полосе, а не в низших или верхних высоких частотах), она по-прежнему высоко ценится поклонниками и привела к развитию более мощных проектов ARC с меньшим искажением и с более высоким разрешением, такие как Reference 600 и текущий Reference 750 SE.

Огромный стереоусилитель Уильяма Зейна Джонсона был в свое время прорывом в ламповых конструкциях, как по выходной мощности, так и по более неуловимым аспектам воспроизведения факсимиле звука концертного зала. Даже лучшие полупроводниковые устройства не могли бы затем воспроизвести три измерения — глубину, а тем более ширину — реального звукового поля, и воспроизвести их с чем-то вроде полного диапазона динамических контрастов.

Этот усилитель мог. Не только это, но и на большей части своего диапазона, D150 улавливал основы и гармоники музыки, особенно частоты от среднего уровня. Таким образом, у него было трудно определить (тогда) качество естественности, назвать его правильностью, что сделало его уникальным. Для опытных слушателей D150 был настолько мощным опытом, что его слышимые недостатки (ярко окрашенный бас, чрезмерно романтичная окраска среднего уровня и поникшая верхняя октава) были упущены. У D150 были зубы в сущности музыкальной истины, и он не отпускал. В этом отношении это была его особенность.

Threshold 800A/400A
Threshold 800A/400A

Благоприятный дебют

Мы могли бы выбрать несколько конструкций Nelson Pass для этого списка — Threshold Stasis 1, Pass Labs Aleph 0, Pass Labs X1000 — но мы выбрали первый усилитель мощности Pass под названием Threshold (1975), 800A, потому что она основала культовую компанию и дала понять миру, что Pass был дизайнером необычных талантов и оригинального мышления. Threshold 800A представил активное смещение, которое позволило усилителю выдавать гораздо больше мощности класса A, чем обычные смещенные усилители класса AB аналогичного размера и рассеивания тепла.

Особенностью была схема переменного смещения, которая смещала выходной каскад в класс А в соответствии с динамикой сигнала, а не непрерывно. Другие конструкторы в то время думали, что Пасс использовал ловкость рук, но его идея активного смещения была просто гениальным скачком воображения. Тройной ряд, тройной параллельный выходной каскад также был новаторским и предвещал аналогичные инновации выходного каскада в более поздних разработках Pass. Дополнительный усилитель 400A позволил снизить стоимость схемы смещения, но сохранил инновационный дизайн и великолепную ликвидность, благодаря которой 800A стал эталоном.

Marantz Model 8B/Model 9
Marantz Model 8B/Model 9

Ne Plus Ultra 1960-х годов

Представленная в 1962 году модель 8B, разработанная Сидом Смитом, представляла собой вершину ультра-линейной конструкции класса А обеспечивая 30 Вт постоянного тока от пары силовых пентодов EL-34, работающих в фиксированном смещении. Но более поздний моноблок Model 9 затмил 8В выходной мощности и был лучшим ламповым усилителем, который можно было купить в 1960-х годах. Моноблок 70 Вт (40 Вт в переключаемом триодном режиме), он установил стандарт ликвидности и широту тембра в свое время — и для некоторых приверженцев этой модели все еще выпускается.

Модель 9 представила несколько инновационных схем, в том числе оригинальный источник питания, который предотвращал модуляцию шины питания постоянного тока от музыки (начало), используя четыре выходных лампы с более низким питанием, а не пару ламп с более высоким питанием, и схема компенсации не внесла никаких искажений на высоких выходных уровнях (еще одно начало).

Легенда гласит, что первые серийные выходные трансформаторы звучали не так хорошо, как заводские трансформаторы ручного изготовления в прототипе, поэтому Саул Маранц принял решение использовать все выходные трансформаторы в заводских условиях.

Читайте также:  Датчик Холла что это

Многие последующие потомки Model 9 включают в себя изумительный и все еще очень много с нами Air Tight ATM-3. Несмотря на то, что тональный баланс был темным и эфоничным (8B был, возможно, более нейтральным), модель 9 была и остается такой красивой, что многие слушатели прощают ей ее окраску.

Phase Linear 400/700
Phase Linear 400/700

Войны мощностей

Разработанный молодым неизвестным выскочкой по имени Боб Карвер (который впоследствии окажется одним из самых ярких и новаторских мыслителей, когда-либо отличавшихся звуком), Phase Linear 700 был первым мощным блокбастером-усилителем. Появившийся в 1970 году, когда 35Wpc был нормой, 350Wpc Phase Linear изменит курс высокого класса, вступив в новую эру мощных усилителей. Последовавший в 70-х годах поток мощных усилителей, вдохновленный Phase Linear, позволил разработчикам акустических систем получить больше свободы для инноваций, что привело к замечательному периоду творчества в конструкциях громкоговорителей.

Благодаря новому источнику питания, огромным колебаниям напряжения (порядка 200 В, когда другие транзисторные усилители могли качаться, возможно, 35 В) и транзисторам, установленным на внешней стороне корпуса, 700-й принес свежее и оригинальное мышление для усиления в полупроводниковом режиме.

Phase Linear 400, представленный через два года после 700, был, пожалуй, первым из больших транзисторных усилителей, которые предлагают высокую мощность без обычного ценового показателя в зернистости и нечетной гармонической шероховатости. Детализированный, нейтральный и прозрачный, Phase 400, возможно, не генерировал всю мощность/напряжение своего старшего брата, но для некоторых из нас он звучал более реалистично по тембру и текстуре, чем больший PL. Это была, безусловно, отличная покупка за 500 долларов, установившая стандарт доступного превосходства в 70-х и 80-х годах.

Mark Levinson Audio System ML-2
Mark Levinson Audio System ML-2

Американский ренессанс

Помимо малоизвестного и недооцененного Hadley Laboratories 622C, разработанный Джоном Керлом ML-2 был первым полупроводниковым усилителем, который поставил транзистор в один ряд с лампой. В нем присутствовал дополнительный дифференциальный входной каскад JFET компании Curl, схема настолько замечательная, что вскоре он станет основным продуктом практически всех мощных усилителей (и остается таковым по сей день).

Представленные в 1977 году, эти моноблоки класса А мощностью 25 Вт (50 Вт на 4 Ом, 100 Вт на 2 Ом) от Mark Levinson Audio Systems устанавливают новый стандарт четкости, ликвидности, тембральной красоты, а также трехмерной визуализации звукового сопровождения для полупроводниковых систем.

Полярная противоположность зернистому, пронзительному звуку с высоким гармоническим порядком нечетного порядка, который многие из нас тогда ассоциировали с транзисторными конструкциями, ML-2 доказала, что транзистор может создавать музыку так же легко, как и генерировать энергию.

ML-2 придал новое значение слову «прозрачность» и установил эталон, по которому оценивались все последующие транзисторные усилители. Возможно, больше, чем какой-либо другой продукт, ML-2, продемонстрировал в производительности и качестве сборки авангард американского ренессанса высокого класса. На сегодняшний день ML-2 является наиболее коллекционируемым из всех полупроводниковых усилителей.

Dynaco ST-70
Dynaco ST-70

Мощность и сила

Этот очень доступный и легко настраиваемый стереофонический усилитель на основе лампы EL34 производства David34 от David Hafler, продаваемый в виде комплектов для самостоятельной или заводской сборки, является самым продаваемым аудио компонентом всех времен, более 300 000 изготовленных аппаратов. Причины его популярности очевидны: это был (и остается) усилитель с просто приятным звучанием — нежный, цветущий, прощающий, относительно нейтральный и прозрачный для своего времени (хотя он не делал крайних частот, как современные ламповые конструкции).

ST-70 и его потомки, версии Mk2 и 3, появились как раз в момент появления стереозвука; это был правильный продукт в нужное время. Но ST-70 занимает второе место в нашем списке самых значительных усилителей мощности всех времен не только из-за его звука или его низкой цены и широкой привлекательности, но и потому, что он стал образцом (в прямом и переносном смысле) для следующего поколения конструкторов, в том числе Уильям З. Джонсон (из Audio Research), чьи самые ранние ламповые усилители были построены на шасси и деталях Dynaco (конечно, сильно модифицированные). ST-70 ознаменовал конец эры «высокой четкости» и привел в движение следующую большую волну продуктов и конструкторов, которые создали основу современного высококачественного звука.

The Williamson Amplifier
The Williamson Amplifier

Прародитель

Независимо от того, насколько инновационными и разнообразными являются другие наиболее значимые усилители в нашем списке, все они могут проследить свое происхождение до одного усилителя: Williamson.

Этот прародитель всех современных высококачественных усилителей является такой же концепцией, как и реальный продукт. Название «Усилитель Williamson» стало означать любой усилитель, который соответствовал базовым принципам конструкции и производительности (0,1% THD при номинальной мощности), установленным DTN Williamson в паре статей, опубликованных в британском журнале Wireless World в апреле и мае 1947 года.

Невозможно переоценить звуковой прорыв и технические инновации, представленные усилителем Williamson. Его искажение было на порядок ниже, чем в предыдущих разработках (при измерении по всей ширине звуковой полосы) благодаря нескольким новаторским методам. Эти методы настолько хорошо известны сегодня, что мы принимаем их как должное. Но это был Уильямсон, который вел направление.