Усилители Hi End, какими должны быть настоящие аудиоусилители? Буквально слово hi-end означает предел шкалы в определении качества. Применительно к аудиотехнике это понятие сводится к оборудованию, обеспечивающему высококлассное, нейтральное, но естественное звучание.
- Какими должны быть настоящие усилители Hi-End?
- Что такое усилители класса hi-end?
- Характеристики идеального hi-end усилителя
- Что вы можете выбрать?
- «Сырой» hi-end стереоусилитель
- Интегральный усилитель Hi-end на вакуумных лампах
- Усилители класса Hi-end с мультимедийным уклоном
- Усилитель для наушников
- Заключение
Какими должны быть настоящие усилители Hi-End?
По сравнению с более распространенными аудиоустройствами, те, что относятся к категории hi-end, пользуются большим уважением у слушателей с высокими требованиями и чрезвычайно чувствительным слухом. И в то же время они ориентированы на звук, максимально приближенный к тому, что они слышат его как будто «в живую».
Что такое усилители класса hi-end?
Хотя большинство усилителей уже давно соответствуют стандарту DIN45500 (для hi-fi оборудования), небольшая группа любителей хорошего звука требует еще более совершенных конструкций. Можно сделать замечание, что усилители класса hi-end — это причуда или даже часть явления, известного как «аудиовуду». Оказывается, некоторые акустические явления не обязательно относительны, неизмеримы и субъективны.
Именно усилители и используемые с ними акустические системы оказывают решающее влияние на качество воспроизводимой музыки. Достижение экстремальных звуковых качеств, граничащих с пределом шкалы качества звука, порой требует ручной сборки и индивидуального процесса калибровки каждого устройства, что, в частности, объясняет гораздо более высокие цены на эти приборы. Действительно ли эти устройства достойны нашего внимания?
Во многих случаях они являются прекрасными «украшениями пространства», в котором живут меломаны и аудиофилы. Они великолепно подходят для просторных гостиных в больших домах. Иногда они также предназначены для презентации, чтобы подчеркнуть престиж своего владельца. Несмотря на это, многие воспринимают такую технику как произведение искусства, потому что эстетическая ценность ее изготовления также находится на высочайшем уровне.
Название (термин) hi-end всегда означало, что мы имеем дело с чем-то исключительным, разработанным и произведенным с использованием знаний выше среднего и экстремальных технологий. Поэтому на вопрос о том, является ли это объективно правильным путем к совершенству звука, ответ должен быть утвердительным.
Rotel Michi X5 — это интегрированный усилитель, как и модель CXN V2 от Cambridge Audio.
Характеристики идеального hi-end усилителя
Как правило, это должны быть высокотехнологичные конструкции. Это касается всех компонентов, особенно сигнального тракта и блока питания, которые напрямую отвечают за высокое качество звука. Разумеется, должны быть указаны и лучшие характеристики, чем у бюджетных устройств. Поэтому искажения THD должны быть ниже, а отношение сигнал/шум — лучше (выше), хотя это не является правилом, особенно в случае полностью ламповых конструкций. То же самое относится и к выходной мощности. Желательно, чтобы она была достаточно высокой, чтобы можно было нормально управлять hi-end акустическими системами.
Как уже говорилось, в эту категорию попадают как твердотельные (транзисторные), так и ламповые усилители. В большинстве случаев оборудование основано на классике и уже проверено во многих ситуациях. Кроме того, очень важно, чтобы все без исключения отдельные компоненты поступали от лучших поставщиков комплектующих и деталей. Естественно, они должны отвечать очень строгим критериям качества и подвергаться тщательной проверке перед сборкой.
Что вы можете выбрать?
Выбор того или иного оборудования, особенно усилителя класса hi-end, не может быть случайным. Как и в случае с другими категориями качества, именно этот компонент домашней аудиосистемы в значительной степени определяет характер звучания в целом и даже возможности усиления в комнате прослушивания. Поэтому он должен быть соответствующим образом подобран к акустическим системам и размеру комнаты, в которой он будет использоваться.
С другой стороны, выбор отдельных технических решений, если они не продиктованы функциональными соображениями, имеет второстепенное значение. Столь же субъективным будет решение о конструкции или размерах такого усилителя. Разумеется, характер звучания должен учитывать предпочтения слушателя и тип музыки, которая будет воспроизводиться с помощью такого устройства.
Разделение усилителя на два блока, то есть предусилитель и усилитель мощности, имеет смысл в нескольких ситуациях. Например, когда мы принимаем во внимание возможность последующей замены одного из двух упомянутых сегментов. Или при использовании активного кроссовера для акустических систем, частотного эквалайзера или звукового процессора. Зачастую добиться хорошего качества звучания проще с помощью интегрального усилителя, чем с помощью комбинации бессистемно собранных вместе сегментов предусилителя и усилителя мощности.
С функциональной стороны у нас есть несколько вариантов на выбор. В классических стереосистемах, где в основном используются физические носители, достаточно «сырого» hi-end стереоусилителя с достаточным количеством входов, чтобы в будущем можно было расширить или модернизировать аудиосистему. Ничто не мешает подключить к такому усилителю внешний ЦАП или стример. Недостатком такого решения является то, что такая система займет значительно больше места в комнате прослушивания, чем система «все в одном» или устройство, интегрированное с сетевыми и цифровыми модулями. Отдельным вопросом будет необходимость в дополнительных разъемах и силовых кабелях соответствующего качества.
Copland CTA407 — ламповый интегральный усилитель
Тем, кто особенно чувствителен к степени музыкальности аудиосистемы, стоит обратить внимание на ламповые устройства, например, на интегральный ламповый усилитель класса hi-end. Но нужно проверить, будет ли выходная мощность такого устройства достаточной для работы с акустическими системами и объемом комнаты прослушивания. Любителям громкой живой музыки лучше обратить внимание на полупроводниковые или гибридные конструкции, в которых лампы работают только во входных каскадах этих устройств.
Но все-таки наибольшие функциональные возможности, позволяющие полноценно интегрироваться с широким спектром источников сигнала, предоставляют hi-end-усилители, «насыщенные мультимедиа».
«Сырой» hi-end стереоусилитель
К этой группе оборудования относятся интегральные усилители и усилители мощности от таких компаний, как Pass Labs и Luxman.
Калифорнийская компания Pass Labs была основана в начале 1990-х годов Нельсоном Пассом, создателем легендарного усилителя Threshold. Pass Labs неизменно фокусируется на аудиоусилителях класса hi-end. Сам конструктор — живая легенда, один из бесспорных мастеров твердотельного класса А, к которому почти каждый аудиофил и hi-end конструктор испытывает уважение и почтение. Тем не менее, в ассортименте компании можно найти немало усилителей, работающих в классе AB. Но ключевое место в линейке Pass Labs занимают те, которые отдают значительную часть своей мощности в классе А.
Изначально Pass Labs выпускала устройства, работающие в односторонней топологии (серия Aleph), но с 1998 года компания склонилась к топологии SuperSymmetry, запатентованной четырьмя годами ранее и получившей свое первое коммерческое воплощение в впечатляюще мощном усилителе мощности X-1000 (выходная мощность — 1000 Вт на канал на 8 Ом). Это решение объединяет два push-pull усилителя в один «больший» усилитель, по характеристикам очень похожий на односторонние конструкции, только с благотворным влиянием на уровень измеряемых параметров и развиваемую динамику. В первую очередь это выражается в значительно более высокой выходной мощности. Недаром hi-end усилители серии X считаются эталонными в своем ценовом диапазоне. Они обладают всеми характеристиками по-настоящему hi-end устройств, а также великолепным внешним видом: передняя панель выполнена из очень толстой алюминиевой пластины, имеющей весьма своеобразную форму.
Еще одна новинка Pass Labs (начиная с 2002 года) — серия XA, сочетающая балансные (суперсимметричные) каскады усиления с топологией SE (односторонней) ранних Alephs.
Выпускаются обе серии (X и XA), и их создатель Нельсон Пасс предоставляет своим покупателям относительно простой выбор. Если вам нужно больше мощности, больше динамики — выбирайте усилитель серии X. С другой стороны, если вам нужна гораздо большая утонченность, а выходная мощность для вас — второстепенная характеристика, то выбирайте модель XA.
С технической стороны эти усилители сочетают в себе инновационную электронику и классическую функциональность. Вы не найдете на борту ни ЦАП, ни фоносекцию, ни модуль Bluetooth, ни стример, ни выход на наушники, ни вход усилителя, ни даже выход предусилителя. Так что никаких других более или менее полезных дополнений, которые можно было бы найти у конкурентов, здесь нет.
Нельсон Пасс всегда делал упор на простоту своих решений и качество звука, которое из них вытекает. По его мнению, любая дополнительная функциональность в усилителях означает компромисс в плане звука. А они красочные, сочные и просторные. Выдающиеся по динамике басы и реалистичное воспроизведение ритма обусловлены в первую очередь очень тщательно спроектированными и изготовленными блоками питания, состоящими из батареи нескольких очень больших электролитических конденсаторов общей емкостью в сотни тысяч микрофарад и мощного тороидального трансформатора. Кроме того, еще одной характерной особенностью являются радиаторы, которые сильно нагреваются при интенсивной работе, о чем следует помнить домочадцам.
Еще один из упомянутых брендов, Luxman, один из самых узнаваемых и уважаемых, также является живой легендой в мире hi-fi. Генезис этой компании берет свое начало в 1925 году, а ее оборудование производится в Японии. В ассортименте этого производителя есть несколько моделей интегральных hi-end усилителей, выполненных по полупроводниковой технологии. Некоторые из них работают в более экономичном режиме (класс AB) и имеют механические индикаторы выходного сигнала (на аудиофильском жаргоне их называют «дворниками»), подсвечиваемые синим или белым цветом. Существуют также устройства, работающие в классе А. Они также отличаются цветом подсветки индикатора, на этот раз янтарным.
Качество сборки оборудования Luxman просто фантастическое. Оно, несомненно, может служить образцом для многих, гораздо более дорогих устройств. Устройства Luxman создают впечатление, что мы имеем дело с продуктом, который был доработан до мельчайших деталей, почти до совершенства. О них даже можно без преувеличения сказать, что это шедевры инженерного искусства. Толстая передняя панель, массивные алюминиевые боковые панели и изысканные детали впечатляют. Внутри жесткого многокамерного корпуса царит идеальный порядок. Здесь и продуманная компоновка с вертикальной ориентацией плат, и мощный блок питания, и каскады питания по бокам (псевдо-двойное моно). Отдельные секции устройства разделены вертикальными стальными перегородками. Таким образом, проникновение электромагнитных полей было значительно снижено, чтобы уменьшить шумы и помехи. Luxman неизменно использует дискретную конструкцию тракта передачи сигнала, включая биполярные силовые транзисторы и большие классические трансформаторы с EI сердечниками производства японской компании Bando, а также высокоскоростные диоды Шоттки в линейном блоке питания. Конденсаторы фильтра напряжения питания изготавливаются Luxman на заказ.
С функциональной стороны, интегральные усилители Luxman — полностью аналоговые устройства. В них отсутствуют цифровые входы и Bluetooth, не говоря уже о сетевой карте. Зато «на борту» есть отличный фонокорректор, поддерживающий оба типа картриджей: MM и MC. Есть также регулировка тембра, баланса и фильтр «громкости». И все это с возможностью отказаться от вышеупомянутых решений, которых нет у более пуристических, сугубо аудиофильских устройств. Поэтому жаловаться на такое оборудование могут только те, кому важны цифровые входы. К сожалению, их здесь нет, и это намеренно сделано производителем. Если необходимо подключить телевизор, Blu-ray или консоль, нужно использовать внешний ЦАП. В результате звуковые качества не подвергаются никаким компромиссам. Таким образом, мы получаем чрезвычайно динамичный, когерентный, открытый, удивительно просторный и естественный звук.
Luxman имеет ряд уникальных технических решений, благодаря которым его усилители звучат так эффектно. Первое из них — LECUA 1000 (Luxman Electronically Controlled Ultimate Attenuator). Это микропроцессорный регулятор громкости на основе подобранных резисторов, разделенных на два набора аттенюаторов. Первый отвечает за грубую регулировку с шагом 11 дБ, а второй — уже точную (регулировка происходит с шагом 1 дБ). Обе секции соединены в каскад. Различным положениям регулятора громкости соответствует разная комбинация переключающих реле. В результате получается 88 ступеней регулировки от -87 до 0 дБ. Для сокращения пути сигнала использован пространственный монтаж компонентов.
Следующие две фирменные разработки касаются контуров обратной связи. ODNF 4.0 (Only Distortion Negative Feedback) — это четвертая версия топологии, которая разрабатывалась в течение многих лет. Это решение сочетает в себе очень быструю тройную секцию предварительного усиления, схему обнаружения ошибок (искажений) и классический контур отрицательной обратной связи, который «работает» только в пределах небольшой части сигнала, которая на самом деле является искажениями и шумом. Это позволяет избежать недостатков классической петли обратной связи — искажений фазового характера, связанных с жестко заданным быстродействием электронных систем.
Следовательно, устраняется временная задержка сигнала в петле по отношению к входному, при этом сохраняются неоспоримые преимущества обратной связи — снижение искажений и широкая полоса пропускания. В то же время отпадает необходимость в сервосистеме постоянного тока. Другим альтернативным решением ODNF 4.0 является LIFES 1.0 (Luxman Integrated Feedback Engine System), в котором уменьшено количество параллельных компонентов, что привело к снижению THD более чем на 50 %.
Интегральный усилитель Hi-end на вакуумных лампах
Такие устройства предлагает как датская компания Copland, так и японская Luxman. В ламповых усилителях этого класса ключевую роль играют превосходные акустические (выходные) трансформаторы, характеризующиеся очень широкой частотной характеристикой при минимальных искажениях и фазовом сдвиге.
У Copland есть усилители Hi End, которые обеспечивают высокую выходную мощность для лампового устройства. В усилителях используется классическая фазоинвертирующая схема, реализованная в виде дифференциального усилителя, и мощные силовые пентоды, работающие в ультралинейной конфигурации. Такая схема характеризуется превосходной стабильностью, что позволило использовать лишь очень неглубокую петлю отрицательной обратной связи. Большое внимание было уделено качеству отдельных электронных компонентов — ламп и пассивных компонентов.
С другой стороны, в ассортименте Luxman есть несколько интересных решений, как в виде схем с контрасимволикой, так и с одной выходной лампой SET (Single-Ended-Triode) — в данном случае легендарным триодом прямого накала 300B. Одним из факторов успеха этих конструкций является использование фирменных (Luxman) выходных трансформаторов типа OY, которыми производитель славится уже несколько десятилетий.
Интересным решением, используемым в ламповых предусилителях Luxman, является трансформаторный регулятор громкости LECUTA с электронным управлением. Это вариация концепции LECUA с использованием трансформаторного аттенюатора типа Ultimate. Принцип работы сводится к соответствующей активации ряда реле, расположенных полностью вне тракта сигнала и взаимодействующих со специальными парами ответвлений в обмотках трансформаторов обоих каналов. Для устранения нежелательных изменений в качестве звучания были использованы очень сложные сердечники для этих трансформаторов, изготовленные из материала FINEMENT от Hitachi Metals, Ltd. Этот материал характеризуется уникальной нанокристаллической структурой, которая гарантирует высокий предел насыщения сердечника, очень высокую относительную проницаемость и низкие потери в сердечнике. Благодаря этому достигается превосходное звучание — насыщенное и детальное — даже на низких уровнях громкости.
Усилители класса Hi-end с мультимедийным уклоном
Французская компания Devialet была основана в 2007 году инженером Пьером Эманнуэлем Кальмелем, Квентином Санни (дальновидным предпринимателем) и Эммануэлем Нарденом (дизайнером корпусов). Они создали устройство, способное заменить практически всю Hi-Fi систему — потоковый усилитель высокого разрешения. Таким образом, разработки Devialet выполняют функции предусилителя, усилителя мощности, ЦАП, потокового Wi-Fi плеера и фонокорректора. Кроме того, их отличает прекрасный дизайн, выдающееся звучание и революционные технические решения. Кроме того, они предлагают очень широкие возможности настройки и фирменное программное обеспечение (собственный протокол передачи аудиопакетов). Связь осуществляется через Wi-Fi или Ethernet.
В нем также реализована фирменная технология передачи HD-аудиопотока AIR (Asynchronous Intelligent Route) от Devialet. Она работает в связке с другим решением — запатентованным ЦАП Magic Wire® и MAT DSD ENGINE, который также позволяет воспроизводить записи в формате DSD. Аппарат оснащен всеми типами цифровых разъемов, включая порт USB.
Усилители Hi End также имеют в отдельной секции инновационные решения для обеспечения высокого качества звука, такие как SAM (Speaker Active Matching) и ADH® Intelligence. Первая позволяет максимально использовать потенциал ваших акустических систем. Просто укажите тип подключенных громкоговорителей в онлайн-конфигураторе и активируйте выбор, SAM автоматически распознает параметры громкоговорителей и оптимизирует выходной сигнал. Второе решение, ADH, представляет собой гибридную технологию усиления, использующую аналоговый каскад класса А (характеризующийся линейностью и утонченностью) и достоинства импульсного усиления класса D.
Норвежская компания Hegel с самого начала своего существования стремится к инновациям. Ее усилители имеют встроенный ЦАП и модуль потокового воспроизведения, а также сетевые функции LAN.
Кроме того, они поддерживают такие современные функции, как AirPlay 2 и Roon. Разумеется, предусмотрено обновление программного обеспечения через Интернет. Характерной особенностью, подтверждающей тип среды, в которой будут работать устройства Hegel, является большее количество цифровых входов (оптических, коаксиальных и USB), чем аналоговых (RCA, XLR). Последние, однако, более совершенны, чем те, что встречаются в классических моделях. Они настраиваются: их можно установить на максимальный уровень громкости, например, чтобы предотвратить неразумное управление регулятором громкости, или преобразовать в прямой вход для усилителя мощности. Еще одно преимущество — использование отдельного блока питания с отдельным тороидальным трансформатором для работы с секциями ЦАП и стримера.
Шотландский производитель Linn также имеет в своем активе большое количество очень удачных решений и необычных идей. При этом нужно подчеркнуть, что оборудование этой компании отличается долговечностью и надежностью, а главное, благодаря модульной системе построения, готово к дальнейшему расширению и совершенствованию. Большую часть ассортимента этого производителя составляет оборудование нового поколения, сочетающее в себе элементы, характерные как для источников звука, так и для цифрового усиления. Даже некоторые акустические системы выполнены в активном варианте со встроенным усилителем. Более того, это не классические, уже известные идеи, а свежие идеи от Linn. Ключевой продукт — система «все-в-одном», «вооруженная» практически всеми функциональными возможностями, включая импульсные каскады мощности (100 Вт на канал), к которым можно подключать классические акустические системы.
В основе этого инновационного устройства лежит фирменный ЦАП, обеспечивающий феноменальное качество звука в собственном легко узнаваемом стиле. Но это еще не все. Медиаинтеграция включает в себя, прежде всего, функции сетевого плеера, позволяющего воспроизводить музыку из «облака» или напрямую с компьютера (через порт USB Type B). Устройство поддерживает большинство форматов: AAC, AIFF, FLAC, MP3, OGG, WMA и WAV — в качестве до 24 бит/192 кГц, а также сервисы Tidal и Qobuz и интернет-радио. Кроме того, он обеспечивает полную интеграцию с 4K-телевизором (подключение по HDMI 2.0) и возможность работы с наушниками. Устройство также совместимо с Roon.
Еще один бренд, предлагающий устройства такого типа, — Michi. В 1991 году компания Rotel вернулась к концепции усилителей Hi End и создала этот бренд. Слово «Michi» в переводе с японского означает направление, путь. Было создано несколько устройств, из которых можно было собрать полноценную аудиосистему. Они выпускались до 1996 г. После этого Rotel сосредоточился исключительно на среднем и высшем классе, вплоть до 2019 г., когда эти Michi были возрождены. Тогда были разработаны совершенно новые устройства. Изначально было представлено три продукта: мощные моноблоки S8, стереоусилитель мощности и предусилитель P5, дополненный ЦАПом. В следующем году появились два интегральных усилителя: более крупный X5 и более компактный X3. Устройства получили новый, очень привлекательный дизайн и расширенную функциональность.
В предусилителе и интегрированных усилителях есть все необходимое, включая ценную цифровую секцию и модуль Bluetooth. Особого внимания заслуживает тот факт, что цифровых входов больше (7 штук), чем аналоговых (5 штук). Аудиовход USB поддерживает форматы PCM до 384 кГц и DSD 5,6 МГц.
Гнездо LAN (обозначено как Network), напротив, предназначено отнюдь не для потоковой передачи музыки, а для управления и удаленного пробуждения. Есть также разъемы для подключения 12-вольтового триггера и порт RS-232.
В начале 2023 года появилось второе поколение устройств S2 (Series 2). Цифровую часть обновили, заменив конвертеры AKM (Asasi Kasei с разрешением 32 бит/786 кГц) на очень современные чипы ESS Sabre ES9028PRO (8-канальный ЦАП с разрешением 32 бит). Кроме того, были улучшены блок питания и сигнальный тракт, а также встроен модуль Bluetooth с aptX HD. Кроме того, устройства получили сертификат Roon Tested.
Усилитель для наушников
В качестве примера можно привести устройства японской компании STAX, предназначенные для работы с электростатическими наушниками с напряжением переполюсовки 580 В. Высокое качество этих устройств обусловлено не только превосходным дизайном и строгими критериями качества изготовления, но и тщательным подбором отдельных компонентов. Речь идет о достижении высочайшего уровня коаксиальности регуляторов громкости или использовании силовых трансформаторов с ничтожно малым выбросом помех от рассеивания магнитного поля вокруг компонента.
Важным фактором также является достижение отличной стабилизации напряжения питания отдельных участков усилительного тракта. В гибридной версии особое внимание было уделено электронным лампам, которые отвечают за характерный звуковой результат, которым славится бренд STAX.
Заключение
Изначально термин hi-end означал высочайшее качество звука. Однако со временем этот термин стал включать в себя технические решения, новейшие технологии и роскошную конструкцию.
Музыка пишет лучшие истории