Усилители для колонок в машину. Для многих водителей одним из важнейших параметров системы комфорта в автомобиле является громкий и качественный звук. Часто начинающие автомобилисты, покупая новую магнитолу, разочаровываются в ее мощности, хотя порванные колонки изображены на упаковке.
Некоторые пытаются решить проблему, приобретая более мощные динамики, но громкость становится еще меньше. На самом деле причина в том, что выходной мощности головного устройства недостаточно, чтобы динамики в машине звучали громче. Для решения проблемы к аудиосистеме подключается усилитель. Разберемся, как это работает, что это такое, а также как правильно подключить.
- Технические характеристики
- Усилители для колонок в машину по количеству каналов:
- По эффективности и искажению звукового сигнала:
- А вот еще несколько характеристик, которые следует учитывать при выборе нового усилителя:
- Зачем нужны усилители для колонок в машину
- Как работают усилители для колонок в машину?
- Все автомобильные усилители состоят из трех узлов.
- Усилители для колонок в машину
- Типы усилителей
- Все модификации усилительных устройств делятся на два типа:
- Цифровое звучание против аналогового
- Усилители для колонок в машину, также различаются по количеству каналов:
- Как установить усилители в машину
- Выбор места установки
- Усилители для колонок в машину подключаются мощными проводами
- Предохранитель
- Соединительный кабель
- Усилители для колонок в машину и схемы подключения
- Последовательный
- Параллельный
- Последовательно-параллельный
- Как подключить самостоятельно
- Подключение усилителя к магнитоле без тюльпанов
- Как подключить два и более усилителя
- Автозвук — как правильно настроить кроссовер
- Подключение двухканального и четырехканального усилителя
- Двухканальный усилитель
- Четырехканальный усилитель
- Как подключить пятиканальный усилитель
- Как настроить усилитель
- Критерии выбора усилителя
- Как выбрать усилитель, если установлен сабвуфер
- Как подключать усилители для колонок в машину
- Вопросы и ответы:
Технические характеристики
Помимо разницы в цене, автомобильные усилители отличаются друг от друга по многим параметрам. Здесь представлены основные критерии выбора автомобильных усилителей. А вот здесь можно узнать как установить УМЗЧ в авто без особых переделок оборудования.
Усилители для колонок в машину по количеству каналов:
- 1-канальный. Это моноблок, простейший тип усилителя. Обычно используется для подключения сабвуфера. Есть два типа моноблоков. Первый — AB. Это маломощная модификация, работающая в паре с одноомным сабвуфером. Преимущество такой модели в том, что звук достаточно мощный, но при этом используется минимум времени автономной работы. Второй тип — класс D. Он уже может работать с усилителями от одного до четырех Ом.
- 2-х канальный. Данная модификация предназначена для подключения одного сабвуфера пассивного типа (поддерживает нагрузку не более двух Ом) или двух мощных динамиков. Этот усилитель позволяет плавно увеличивать низкие частоты.
- 3-х канальный. Эта модификация встречается редко. По сути, это тот же двухканальный усилитель, только эта модель позволяет подключать одно моно и две стереосистемы.
- 4-х канальный. Чаще встречается на практике. По сути, это два двухканальных усилителя, собранные в один корпус. Основное назначение данной модификации — изменение уровня мощности на передних и отдельно задних динамиках. Мощность таких усилителей до 100Вт на канал. Автовладелец может подключить 4 динамика или, мостовым методом, два сабвуфера.
- 5-канальный. По логике, эта модификация предназначена для подключения четырех мощных динамиков и одного сабвуфера (по моноканалу).
- 6-канальный. Он дороже аналогов из-за большого разнообразия вариантов подключения акустики. Некоторые подключают 6 динамиков. Остальное — 4 динамика и мостовой саб. Кому-то нужен этот усилитель для подключения трех сабвуферов (в мостовом режиме).
По эффективности и искажению звукового сигнала:
- А-класс. Он имеет минимальные искажения аудиосигнала, а также обеспечивает наилучшее качество звука. В основном этому классу соответствуют модели усилителей премиум-класса. Единственный недостаток — они имеют низкий КПД (максимум 25 процентов), а также теряют мощность сигнала. Из-за этих недостатков и дороговизны этот класс редко встречается на рынке.
- B-класс. Что касается уровня искажений, то он немного ниже, но мощность таких усилителей более эффективна. Мало кто из меломанов выбирает такие усилители для колонок в машину из-за плохой чистоты звука.
- АВ класс. Намного чаще встречается в аудиосистемах, так как такие усилители выдают среднее качество звука, достаточную мощность сигнала, низкие искажения, а КПД находится на уровне 50 процентов. Обычно их покупают для подключения сабвуфера, максимальная мощность которого составляет 600Вт. Перед покупкой важно учесть, что такая модификация будет иметь большие габариты.
- D-класс. Эти усилители для колонок в машину работают с цифровыми сигналами. Их особенностью является компактный размер, а также большая мощность. При этом уровень искажений сигнала невысокий, но страдает качество звука. Максимальный КПД для таких модификаций — 98 процентов.
А вот еще несколько характеристик, которые следует учитывать при выборе нового усилителя:
- Мощность. В инструкции по эксплуатации устройства может быть указана пиковая или максимальная мощность, а также номинальная мощность. В первом случае эти данные никак не влияют на качество звука. Тем не менее, на этот параметр делается упор, чтобы привлечь больше покупателей. Лучше ориентироваться на номинальную мощность.
- Отношение сигнал/шум (отношение сигнал/шум). Во время работы усилитель генерирует определенный фоновый шум. Этот параметр показывает, насколько воспроизводимый сигнал сильнее фонового шума усилителя. Автомобильные усилители класса D имеют коэффициент от 60 до 80 дБ. Класс AB характеризуется уровнем 90-100. Идеальное соотношение — 110 дБ.
- THD (гармонические искажения). Это уровень искажений, создаваемых усилителем. Этот параметр влияет на вывод звука. Чем выше коэффициент, тем ниже качество звука. Предел этого параметра усилителей для колонок в машину класса D составляет один процент. В моделях класса AB коэффициент составляет менее 0,1%.
- Коэффициент демпфирования. Коэффициент демпфирования — это коэффициент, указывающий на взаимодействие между усилителем и динамиками. Во время работы колонки издают вибрации, что негативно сказывается на чистоте звука. УНЧ ускоряет затухание этих колебаний. Чем выше значение параметра, тем четче будет звук. Усилители для колонок в машину бюджетного сегмента обычно коэффициент составляет от 200 до 300, средний класс имеет коэффициент выше 500, а премиальные модели — выше 1000. Некоторые дорогие автомобильные усилители для колонок в машину имеют уровень этого коэффициента до 4000.
- Вход высокого уровня Это дополнительный параметр, позволяющий подключаться к радиостанциям, не имеющим линейного выхода. Использование этого входа увеличивает искажения, но также позволяет подключать стандартные акустические кабели вместо гораздо более дорогих межсоединений.
- Фильтр низких частот (ФНЧ). Этот фильтр должен быть установлен на усилителе, к которому подключен сабвуфер. Дело в том, что он способен передавать сигнал с частотой ниже, чем на срезе. Его значение должно быть 80-150 Гц. Этот фильтр позволяет направить басовый звук на соответствующий динамик (сабвуфер).
- Фильтр высоких частот (HPF). К этому усилителю подключены передние и задние динамики. Этот фильтр пропускает только сигнал с частотой выше порога среза. Этот параметр в акустике с сабвуфером должен быть от 80 до 150 Гц, а в аналоге только с динамиками — от 50 до 60 Гц. Этот фильтр защищает высокочастотные динамики от механических повреждений низкочастотным сигналом — он на них не идет.
- Функция режима моста. Эта функция позволяет значительно увеличить номинальную мощность усилителя, соединив два канала в один. Этот режим используется в колонках, оборудованных сабвуфером. В этом случае необходимо учитывать параметр сопротивления нагрузке. По сравнению с нагрузкой в канале этот параметр намного выше при мостовом подключении, поэтому перед подключением устройств необходимо учитывать соотношение нагрузок усилителя и сабвуфера.
Зачем нужны усилители для колонок в машину
Название устройства говорит само за себя. Однако это не только делает громче звук в динамиках. Он позволяет лучше передавать сигнал, так что при игре через это устройство вы можете услышать разницу в тонких настройках эквалайзера.
Для любителей басовой музыки к устройству можно подключить сабвуфер. А если еще подключить к аудиосистеме кроссовер, то можно будет наслаждаться звуком на всех частотах и не сжигать динамики разной мощности. Дополнительный конденсатор в аудиосхеме не позволит басам «просесть» при пиковой нагрузке на отдельный канал.
Все эти узлы важны для передачи высококачественного звука. Но они не будут работать должным образом, если им не будет направлен более сильный сигнал. Именно эту функцию выполняет автоусилитель.
Как работают усилители для колонок в машину?
Все автомобильные усилители состоят из трех узлов.
- Вход. Он принимает аудиосигнал с магнитофона. Каждый усилитель ограничен не только выходной мощностью, но и силой входного сигнала. Если она выше, чем чувствительность входного узла, то в столбцах музыка будет искажаться. Поэтому при выборе устройства важно проверить соответствие сигналов на выходе магнитолы и на входе в усилитель — находятся ли они в одном диапазоне.
- Источник питания. Это устройство оснащено трансформатором для увеличения напряжения, поступающего от аккумулятора. Поскольку звуковой сигнал переменный, напряжение в системе питания колонок также должно быть положительным и отрицательным. Чем больше разница между этими показателями, тем выше мощность усилителя. Вот пример. Если блок питания выдает 50В (+ 25В и -25В), то при использовании динамиков с сопротивлением 4Ом максимальная мощность усилителя будет 625Вт (поделите квадрат напряжения 2500В на 4Ом). Итак, чем больше разница напряжений блока питания, тем мощнее усилитель.
- Выход. В этом узле генерируется модифицированный аудиосигнал, который подается на динамики. Он оснащен мощными транзисторами, которые включаются и выключаются в зависимости от сигнала от магнитолы.
Итак, это устройство работает по следующему принципу. От головного устройства аудиосистемы поступает сигнал с небольшой амплитудой. Источник питания увеличивает его до необходимого параметра, и на выходном каскаде создается усиленная копия этого сигнала.
Подробнее о принципе работы автоусилителя рассказано в следующем видео:
Усилители для колонок в машину
Типы усилителей
Все модификации усилительных устройств делятся на два типа:
- аналоговый — получает сигнал в виде переменного тока и напряжения, которое меняется в зависимости от частоты звука, затем усилить его перед выходом на динамики;
- цифровой — работает исключительно с сигналами в цифровом формате (единицы и нули или импульсы в формате «есть / нет»), увеличивать их амплитуду, а затем преобразовывать в аналоговую форму.
Устройства первого типа передают звук без изменений. По четкости лучше аналогового может быть только живое исполнение. Однако сама запись должна быть идеальной.
Второй тип устройств слегка искажает исходную запись, очищая ее от незначительных шумов.
Разницу между двумя типами усилителей можно почувствовать, если подключить их к проигрывателю. Меломан выберет первый тип усилителей, потому что звук в динамиках в этом случае будет более естественным (с характерным, еле уловимым скрипом иглы). Однако при воспроизведении музыки с цифровых носителей (диск, флешка, карта памяти) оба типа усилителей предназначенных для колонок в машину работают на равных условиях.
Разницу в звуке можно услышать в следующем видео эксперименте (слушайте в наушниках):
Цифровое звучание против аналогового
Усилители для колонок в машину, также различаются по количеству каналов:
- одноканальные — используются для подключения сабвуфера с максимальным сопротивлением до 2 Ом, часто имеют низкочастотную регулировку;
- двухканальный — можно использовать для подключения двух динамиков или одного сабвуфера с сопротивлением более 2 Ом;
- четырехканальный — заменил трехканальный из-за своей непрактичности, этот тип усилителя является наиболее распространенным, так как можно подключить либо четыре динамика, либо два динамика и один сабвуфер;
- пятиканальный — к ним подключены четыре динамика и один низкочастотный динамик;
- шестиканальные — используются только в том случае, если сопротивление сабвуфера превышает максимально допустимое значение для предыдущей модификации.
Как установить усилители в машину
Перед установкой устройства важно ознакомиться с некоторыми нюансами, от которых зависит безопасность автомобиля и эффективность аудиосистемы.
Выбор места установки
От выбора места установки зависит несколько факторов.
- Во время работы усилитель сильно нагревается, поэтому важно выбрать место, где происходит наилучшая циркуляция воздуха. Его нельзя устанавливать на бок, вверх ногами или под кожей. Так устройство перегреется и в лучшем случае перестанет работать. Наихудший сценарий — пожар.
- Чем дальше он установлен от магнитолы, тем больше сопротивление. Из-за этого динамики будут звучать немного тише.
- Электропроводку необходимо прокладывать под обшивкой, поэтому важно сделать правильные замеры с учетом витков.
- Не устанавливайте его на корпусе сабвуфера, так как он не переносит сильных вибраций.
Где лучше всего установить этот элемент аудиосистемы? Вот еще четыре распространенных места.
- Перед салоном. Это зависит от модели автомобиля. Если под торпедой есть свободное место и это не помешает пассажиру. Это место считается оптимальным, так как достигается максимальная чистота звука (небольшая длина сигнального кабеля).
- Под сиденьем переднего пассажира. Здесь хорошая циркуляция воздуха (всегда стекает прохладный воздух) и легкий доступ к прибору. В случае большого пространства под сиденьем есть вероятность, что пассажиры на заднем диване пнут устройство ногой.
- Задняя полка. Хороший вариант для седана и купе, поскольку в отличие от хэтчбеков неподвижен.
- В багажнике. Это будет особенно удобно, если подключены два усилителя (один в салоне, а другой в багажнике).
Усилители для колонок в машину подключаются мощными проводами
Некоторые автомобилисты ошибочно считают, что для аудиосистемы достаточно обычных тонких проводов, идущих в комплекте с динамиками. Однако для питания усилителя требуется специальный кабель.
Например, водитель купил устройство мощностью 200 Вт. К этому показателю необходимо добавить 30 процентов (потери при низком КПД). В результате потребляемая мощность усилителя составит 260 Вт. Сечение силового провода рассчитывается по следующей формуле: мощность делится на напряжение (260/12). При этом кабель должен выдерживать ток 21,6А.
Автоэлектрики советуют приобретать провода с небольшим запасом сечения, чтобы их изоляция не плавилась из-за нагрева. После таких расчетов многие удивляются, какой толстой получится проводка для автомобильного усилителя.
Предохранитель
Предохранитель должен присутствовать в любой электрической цепи, особенно если через него пропускается большой ток силы тока. Это плавкий элемент, размыкающий цепь при повышенном нагреве. Он защитит салон автомобиля от возгорания из-за короткого замыкания.
Предохранитель для таких систем часто имеет вид стеклянной бочки, внутри которой помещен плавкий металлический сердечник. У таких модификаций есть существенный недостаток. Контакты на них окисляются, из-за чего пропадает питание устройства.
Более дорогие предохранители снабжены болтовыми зажимами, фиксирующими плавкую пластину. Контакт при этом не пропадает от постоянных вибраций во время работы мотора.
Этот защитный элемент необходимо установить как можно ближе к аккумулятору — в пределах 30 сантиметров. Не используйте модификации, которые намного превышают пропускную способность провода. Например, если кабель способен выдерживать напряжение 30А, предохранитель в этом случае не должен превышать 50А.
Соединительный кабель
Это не то же самое, что кабель питания. Межблочные провода соединяет усилители для колонок в машину и аудиовыходы магнитолы. Основная задача этого элемента — без потери качества передать звуковой сигнал с магнитофона на входной узел усилителя.
Такой кабель всегда должен иметь прочную изоляцию с полным экраном и толстую центральную жилу. Его следует приобретать отдельно, так как часто в комплекте с устройством идет бюджетный вариант.
Усилители для колонок в машину и схемы подключения
Перед тем как купить усилитель, нужно определиться, по какой схеме будут подключаться динамики через усилитель. Возможны три варианта подключения:
- Последовательный. Этот метод подходит для динамиков, оснащенных широкополосными и низкочастотными динамиками, подключенными к усилителю. Благодаря этому четырехканальная система будет распределять мощность сигнала по сторонам;
- Параллельно. Этот метод позволяет подключать громкоговорители с высоким сопротивлением к устройству, которое не рассчитано на высокое сопротивление нагрузки. Также этот способ позволяет подключать высокочастотные динамики и широкополосные модификации, если последовательное соединение не дало равномерной громкости на всех динамиках (один из них звучит слишком тихо или громко);
- Последовательно-параллельный. Эта конструкция используется для создания более сложных акустических систем. Обычно его применяют в тех случаях, когда подключение нескольких динамиков к двухканальному усилителю не дало желаемого эффекта.
Далее необходимо определить, каким образом усилитель будет подключаться к магнитоле. Это можно сделать с помощью акустических кабелей или линейных выходов.
Рассмотрим особенности каждой из вышеперечисленных схем подключения усилителей к колонкам в машине.
Последовательный
В этом случае сабвуфер подключается последовательно с левым или правым динамиком к двухканальному усилителю. Если в машине установлен 4-х канальный усилитель, то сабвуфер подключается мостовым методом или в щель каналов слева или справа.
Для удобства положительный вывод сделан шире отрицательного. Подключение осуществляется следующим образом. Отрицательный вывод широкополосного заднего динамика подключается к положительному выводу сабвуфера. Акустические провода от усилителя подключаются к свободным клеммам динамика и сабвуфера.
Перед использованием громкоговорителя проверьте правильность полярности. Для этого к проводам подключается аккумулятор на 1,5 вольта. Если мембраны динамика движутся в одном направлении, полярность правильная. В противном случае контакты меняются местами.
Импеданс на всех динамиках должен быть одинаковым. В противном случае отдельный динамик будет звучать громче или тише.
Параллельный
В этом случае твитеры или сабвуфер подключаются к основным динамикам параллельно. Поскольку мембрана твитера не видна, полярность следует проверять на слух. Для любого неестественного звука провода меняются местами.
Практичнее подключить провода не по два в одну розетку, а использовать разветвленный акустический кабель. К одному из ее концов прикручиваются провода от динамиков, а чтобы место соединения не окислялось, его необходимо заизолировать изолентой или термоусаживаемым кембриком.
Последовательно-параллельный
Подключаемые таким способом усилители для колонок в машину, позволяет обеспечить высокое качество звука. Этот эффект достигается объединением динамиков, а также согласованием их импеданса с одним и тем же индикатором на выходе усилителя.
В этом случае существует множество вариантов подключения динамиков. Например, сабвуфер и широкополосный динамик подключены последовательно. Параллельно с широкополосным динамиком еще подключен твиттер.
Как подключить самостоятельно
Для подключения усилителя в машину не требуется глубоких знаний в области электротехники. Достаточно следовать инструкции, прилагаемой к устройству. Вне зависимости от модификации устройства подключение производится следующим образом.
- Корпус усилителя сначала закрепляется в выбранном месте автомобиля (где он не будет перегреваться).
- Во избежание случайного обрыва магистрали проводку следует прокладывать под обшивкой салона. Как это сделать, определяет владелец машины. Однако при прокладке межблочного кабеля важно помнить: расположение в непосредственной близости от силовой разводки автомата приведет к искажению звукового сигнала из-за электромагнитного излучения.
- Кабель питания можно проложить вдоль основной проводки автомобиля. При этом важно закрепить его так, чтобы он не попадал под движущиеся элементы машины — руль, педали или салазки (это часто бывает, если работу выполняет специалист). В местах прохождения кабеля через стенку корпуса необходимо использовать пластиковые рукава. Это предотвратит изнашивание проволоки. Для большей безопасности трубопровод необходимо прокладывать с помощью НКТ (гофрированной трубы из негорючего материала).
- Минусовой провод (черный) должен быть прикреплен к кузову автомобиля. При этом использовать саморезы и скрутки нельзя — только болты с гайками, а место контакта необходимо очистить. Клемма усилителя, помеченная GND, является заземлением или минусом. Удаленный терминал — место для подключения провода управления от магнитолы (можно запитать от антенного разъема). Подает сигнал на активацию при включении регистратора. Чаще всего в комплекте для этого есть провод синего цвета или с белой полосой.
- Сигнальный кабель подключается к гнездам линейного выхода (радио) и линейного входа (усилитель). Во многих моделях этих розеток может быть несколько: передняя (Front), задняя (Rear), сабвуфер (Sub).
- Колонки подключатся в соответствии с инструкциями по эксплуатации.
- Если радио двухканальное, а усилительное устройство четырехканальное? В этом случае следует использовать соединительный провод с разветвителем. С одной стороны два «тюльпана», с другой четыре.
первый вариант прокладки силового кабеля
второй вариант прокладки силового кабеля
Подключение усилителя к магнитоле без тюльпанов
Бюджетные модели автомагнитол имеют обычные разъемы с фиксаторами. В этом случае вам потребуется приобрести специальный адаптер для подключения линейного кабеля. С одной стороны, обычные провода, а с другой — «мамы тюльпанов».
Чтобы провода между переходником и магнитолой не порвались из-за постоянного раскачивания устройства, можно обернуть поролоном (во время езды не шелестит) и закрепить на корпусе головного устройства.
Как подключить два и более усилителя
При подключении второго усилителя необходимо учитывать дополнительные факторы.
- Наличие мощного конденсатора (не менее 1Ф) обязательно. Устанавливается при параллельном подключении к аккумулятору.
- Подключение сигнального кабеля зависит от модификации самих усилителей. В инструкции это будет указано. Часто для этого используется кроссовер (микроконтроллер частотного распределения).
О том, зачем нужен кроссовер и как его настроить, рассказывается в следующем обзоре:
Автозвук — как правильно настроить кроссовер
Подключение двухканального и четырехканального усилителя
Для подключения усилителя, помимо самого устройства, понадобится еще и специальная проводка. Как уже было сказано, сигнальные провода должны иметь качественный экран, чтобы в звуке не образовывались помехи. Силовые кабели должны выдерживать высокое напряжение.
Двухканальные и четырехканальные аналоги имеют похожие способы подключения, в зависимости от того, какого эффекта вы хотите добиться.
Двухканальный усилитель
Двухканальные модели популярны у большинства энтузиастов автомобильного аудио. В бюджетной акустике такие модификации используются как усилитель для фронтальных колонок или для подключения сабвуфера. Вот так будет подключаться такой усилитель в обоих случаях:
- Фронтальная акустика. В этом случае усилитель будет использоваться в стерео. При этом сигнальный кабель можно подключать на высоком уровне (если в магнитоле нет линейных выходов, то в усилителе для этого есть входной порт высокого уровня) или на низком уровне (когда магнитола не работает). оборудован линейными выходами — обычными гнездами типа «тюльпан»). При подключении важно не перепутать полярность и каналы. Вы также должны использовать HPF или фильтр низких частот. В этом случае нагрузка на каждый канал может составлять 2 Ом.
- Сабвуфер. В этом случае усилитель подключается в «мостовом» режиме. Эта схема доступна для большинства 4-х канальных моделей. Схема следующая. Плюс одного канала усилителя и минус другого взяты и подключены к сабвуферу. Стоит отметить, что большинство моделей работают при минимальной нагрузке в мостовом режиме от 50 Ом. В такой схеме подключения вам понадобится фильтр ФНЧ. Он отсекает сигналы с частотой 100-XNUMX Гц, поступающие из сабвуфера.
Четырехканальный усилитель
Подключение такого усилителя имеет практически идентичную схему. Единственное отличие — возможность подключения либо четырех динамиков, либо двух динамиков и сабвуфера. Запитать устройство нужно с помощью толстого кабеля.
В большинстве случаев в комплекте с усилителем также есть инструкция по подключению разными способами. Это касается как стереорежима (динамики подключаются с соблюдением полярности, указанной на схеме в инструкции), так и моно (2 динамика и саб).
Чтобы подключить сабвуфер, вы должны внимательно следовать инструкциям производителя динамика. Схема подключения идентична схеме подключения сабвуфера к двухканальному усилителю — два канала объединены в один мост. Только в четырехканальном тоже два динамика подключены.
Как подключить пятиканальный усилитель
В этой версии устройство подключается к аккумулятору так же, как и любой другой усилитель. Подключение к магнитоле тоже ничем не отличается. Единственная разница в подключении динамиков.
Как мы уже говорили, в пятиканальных версиях четыре канала предназначены для подачи сигнала на динамики. Сабвуфер находится на пятом канале. Поскольку твитер требует большей мощности, львиная доля мощности усилителя будет использоваться для управления мембраной сабвуфера.
Недостаток этих усилителей в том, что громкие басы забирают почти всю мощность твитеров. По этой причине данную модификацию приобретают автовладельцы, ценящие красоту мелодии и глубину всех частот, а не громкость музыки. Твиты можно размещать на тех же контактах, что и передние динамики (параллельное подключение).
Как настроить усилитель
Точная настройка усилителя — еще один фактор, определяющий качество звука музыки в автомобиле. Если нет опыта проведения такой настройки, лучше впервые обратиться за помощью к специалисту. При неправильной настройке можно сжечь канал или повредить мембраны динамиков (твиттер пытался воспроизвести басы, и он сломался).
Вот параметры, которые необходимо настроить на усилителе для определенных типов громкоговорителей:
- HPF или фильтр высоких частот. Усилитель сабвуфера должен быть установлен около 20 Гц. В среднечастотных драйверах ФВЧ установлен на уровне около 80 Гц. Это отключит низкие частоты, которые динамик не может передавать. Если твитеры подключены к усилителю отдельно, то этот параметр для них выставлен на максимум 5000 Гц (это зависит от их модели).
- ФНЧ или фильтр нижних частот. На усилителе сабвуфера этот фильтр установлен в диапазоне от 50 до 80 Гц. Для вариантов среднего диапазона частота среза должна быть максимум 1600 Гц. Для твиттеров можно сделать ограничение в 20 Гц, но это не критично.
- Усиление или чувствительность входа от радио. Это параметр, позволяющий согласовать усилитель и магнитолу. Чувствительность измеряется в вольтах. Увеличение этого параметра увеличивает громкость динамиков. При настройке этого параметра на сабвуферных динамиках необходимо отключить эквалайзер и другие параметры, регулирующие низкие частоты. Чуть позже мы уделим больше внимания настройке Гейна.
- Subsonic — это отдельный фильтр нижних частот, который отсекает инфразвук. Встречается на усилителях сабвуфера (моноблоках). По умолчанию для этого параметра должно быть установлено значение до 25 Гц.
- Усиление басов. Это автоматический регулятор, который на определенной частоте (обычно в диапазоне 40-45 Гц) увеличивает громкость динамика. Если настраивает усилитель новичок, то лучше этот регулятор вообще не крутить, так как велика вероятность сжечь саб.
- X-over. Это переключатель разных фильтров. Он доступен в моделях, в которых нет отдельных настроек для каждого фильтра. HPF — отсекаются высокочастотные сигналы, LPF — отсекаются низкочастотные сигналы, Full — фильтры не используются.
- Фаза — этот параметр позволяет изменять фазы динамика. Если у вас нет опыта настройки, лучше не трогать этот переключатель.
- Master/Slave. Этот переключатель позволяет подключать динамики с мостовым подключением. Первая позиция касается подключения от «тюльпанов» (RCA), идущих от магнитолы, вторая — при подключении моноблока.
Поговорим немного о том, как правильно настроить параметр Gain. Есть два метода. Первое потребует помощи партнера. Сначала на радио выставляют громкость музыки на минимальное значение. Затем включается композиция, которая часто звучит в машине, и уже известно, как она должна звучать.
Громкость устройства постепенно устанавливается примерно на три четверти максимального значения. Если звук начинает искажаться раньше, то следует прекратить увеличивать громкость, а уменьшить регулировку на пару делений.
Далее настраивается усилитель. Помощник постепенно увеличивает регулировку усиления на задней панели усилителя, пока не появятся новые искажения. Как только музыка начинает звучать неестественно, остановитесь и уменьшите настройку примерно на 10 процентов.
Второй способ потребует загрузки специальных звуков, предназначенных для настройки различных параметров усилителя. Эти звуки называются пазухами. Для настройки сабвуфера устанавливается частота 40 или 50 (если динамик находится в закрытом ящике). Если установлен мидбас, то за основу должен быть параметр около 315 Гц.
Далее выполняется та же процедура, что и в предыдущем способе. Магнитолу ставят на минимум, включают синус (тональный звук, который слышен на определенной частоте, если он изменится, сразу станет слышно), постепенно прибавляет громкость до появления искажений. Это будет максимальный звук на радио.
Далее настраивается усилитель так же, как и в первом способе. Усиление добавляется до появления искажения, после чего элемент управления перемещается на 10 процентов вниз.
Критерии выбора усилителя
- Мощность на канал;
- Номинальная мощность тылового динамика и сабвуфера. Этот параметр должен быть немного выше, чем мощность одного канала в усилителе. Благодаря этому удастся добиться более чистого звука, а динамики не будут «задыхаться» от перегрузки;
- Сопротивление нагрузки. Усилитель загружен акустическим оборудованием. Обязательным условием должно быть совпадение сопротивлений на динамиках и на усилителе. Например, если динамики имеют импеданс 4 Ом, то усилитель должен иметь такое же значение. Импеданс динамика превышает сопротивление усилителя — это нормально. Если эта разница другая (в усилителе их больше, чем колонок), то велика вероятность, что и усилитель, и акустика сломаются;
- Частоты автомобильного усилителя должны находиться в диапазоне от 20 герц до 20 килогерц. Если этот разброс больше, то даже лучше, только это повлияет на стоимость оборудования;
- Наличие кроссовера. При покупке современного усилителя следует учитывать и этот фактор. Во многих моделях он стандартен. Этот элемент позволяет изменять режимы и управлять усилителем в разных частотных диапазонах;
- Наличие линейного транзисторного выхода, если есть необходимость подключения второго усилителя.
Как выбрать усилитель, если установлен сабвуфер
Конфигураций автомобильной акустической системы может быть множество. Подбор усилителя осуществляется в соответствии с описанными выше параметрами. Но если в машине уже установлен сабвуфер, то помимо этих параметров нужно выбирать двухканальную модель. Кстати, выбирая устройство, нужно убедиться, что оно поддерживает мостовую передачу. Подавляющее большинство таких моделей представлены на рынке автоаксессуаров.
Как мы обсуждали ранее, мостовое соединение относится к методу подключения, при котором используются два канала усилителя на динамик сабвуфера. Модели усилителей, не поддерживающие мостовое соединение, подключаются особым образом, чтобы сигнал из каналов усилителя суммировался на динамик сабвуфера. Некоторые подключения громкоговорителей делают это путем подключения сигналов с нескольких выходов усилителя (если в сабвуфере используется двойная звуковая катушка).
При таком подключении сигнальные провода от усилителя подключаются к обмоткам динамика сабвуфера (необходимо соблюдать полярность). Если обмотка сабвуфера одна, то нужно приобрести специальный сумматор. При таком подключении усилитель передает моносигнал с удвоенной мощностью отдельного канала, но в этом случае нет потерь при выполнении суммирования сигнала.
Для подключения существующего сабвуфера к новому усилителю можно использовать более изощренный метод. В этом случае все каналы усилителя работают на отдельную акустическую систему, но суммируются для сабвуфера чуть позже. Во избежание перегрузки устройства очень важно, чтобы частотные диапазоны каналов не перекрывались. В этом случае к выходному каналу подключается пассивное фильтрующее устройство. Но лучше доверить такое подключение профессионалу.
Выбирая автоусилитель, необходимо учитывать, что дополнительное оборудование требует энергии, поэтому важно позаботиться о надежности аккумулятора — чтобы в самый неподходящий момент он просто не разрядился.
Подробно о том, как подключить усилитель, смотрите в видео:
Как подключать усилители для колонок в машину
Вопросы и ответы:
Как подключить 4-х канальный усилитель к магнитоле с 1 RCA. Есть два варианта этой раскладки. Во-первых, купить Y-разветвители. Это самый дешевый вариант, но у него есть ряд недостатков. Во-первых, это негативно сказывается на качестве звука. Во-вторых, невозможно изменить баланс между динамиками с помощью соответствующего регулятора на магнитоле. Это нужно будет отрегулировать на самом усилителе. Второй способ — использование двухканального усилителя, подключенного к его линейным выходам. К магнитоле подключается двухканальный усилитель, а к нему — 4-канальный. Минус такой связки тот же — невозможно от магнитолы регулировать баланс передних / задних динамиков. В-третьих, между головным устройством и усилителем устанавливается процессор / эквалайзер. Существенный минус — высокая стоимость, а также сложность подключения.
Как подключить два усилителя к магнитоле с 1 RCA. Проще всего это сделать через Y-разветвители. Но в этом случае будут помехи. Следующий способ — это 4-канальный усилитель, расположенный на мидбасе и твитерах. 1-канальный усилитель управляет задними динамиками. Чаще всего используется именно такая связка.
Как подключить усилитель к головному устройству? Сначала усилитель подключается к системе питания автомобиля (положительная и отрицательная клеммы аккумулятора). Затем с помощью кабеля подключаются разъемы Line-in (на усилителе) и Line-out (на магнитоле). Подключил к усилителю динамика.
Как подключить усилитель через лампочку? Лампа в цепи между усилителем и аккумулятором необходима для предотвращения короткого замыкания в цепи. При таком подключении лампа должна либо ярко загореться и погаснуть, либо тускло-тускло светиться. Такой способ подключения используют любители, чтобы сделать своими руками. Самый простой способ — подключить усилитель с разомкнутым выключателем.