Авто-аудиосистема своими руками

авто-аудиосистема-01

Здесь представлена авто-аудиосистема для установки в автомобиль, которую я собственноручно собрал, используя при этом неординарные схемы. Вы не найдете здесь привычных слов: как звукоизолировать автомобиль, как выбрать радио, какие динамики лучше и почему динамики в задней полке — это плохо. Да потому, что подобной информации в сети и так предостаточно.

Авто-аудиосистема — как собрать автозвук своими руками?

В общем моя цель была представить здесь идею собственной авто-аудиосистемы, которую я реализовал, описать свои наблюдения и показать некоторые нестандартные решения. Я думаю, что этот материал может дополнить основную информацию, о которой я говорил выше. Итак. В свободное время я решил собрать и установить в своем стареньком автомобиле (Audi 80) систему car-audio….

Электропроводка в автомобиле — силовой кабель

Что касается кабеля питания подающего питание от аккумулятора к усилителю (усилителям), то общепринятое правило гласит: чем больше его сечение, тем лучше. И это правильно, но при одном условии… что с увеличением сечения увеличивается его проводимость (т.е. сопротивление уменьшается). Идея заключается в том, чтобы ток от батареи к оборудованию имел как можно меньшее падение напряжения, что нежелательно. Кто-то скажет, это логично, что чем «толще» кабель, тем меньше его сопротивление. И они будут правы, но опять же при определенном условии, если речь идет о кабелях, изготовленных из того же самого материала. И вот тут-то и начинаются проблемы.

Рынок наводнили омеднённые провода CCA, в которых токопроводящая жила сделана из алюминия, а не из меди. В качестве маркетинговой уловки используется покрытие проводников тонким слоем меди, которая практически не участвует в проведении тока, но позволяет производителям «законно» называть предлагаемый провод CCA OFC. Ну и что, спросит кто-то, алюминиевая проводка выглядят профессионально и прилично, толстые, предназначены для автомобильного аудио и относительно дешевые. Но если прямо сказать, то авто-аудиосистема не любит такие провода.

Так вот, алюминий — гораздо худший проводник, чем медь, и на практике, например, те же параметры, которые имеет провод CCA с сечением проводника 35 мм2, обеспечит медный кабель с сечением всего 21 мм2 (я считал). Поэтому для своей системы я нашел подходящий кусок кабеля….. Сварочный кабель сечением 35 мм2, конечно же, из меди, а не из алюминия. У него нет красивой прозрачной оболочки или надписей типа «Professional car-audio», но зато у него есть конкретные параметры :)

Сигнальный провод

Это, конечно же, межблочный провод, по которому звуковой сигнал передается от радиоприемника к остальным элементам системы. Здесь я использовал сигнальный проводник, который когда-то купил по метру длинной, медный, с двойным экранированием. Затем я обрезал эти куски на нужные мне размеры и подсоединил необходимые штекера. Лично я вообще избегаю любых готовых проводов в пользу кабелей, собранных самостоятельно, потому что мне нравится изучать, что действительно «сидит» в кабеле, что невозможно проверить в «готовом». Небольшое отступление.

Авто-аудиосистема — акустические кабели

В случае с дверными динамиками и твитерами я использовал обычный двухжильный акустический провод, без каких-либо особенностей и маркировки. Сечение проводов 2 х 1,5 мм2, естественно медь. Для сабвуфера из-за несколько большего энергопотребления я использовал проводник сечением 2 х 2,5 мм2, с жилами также из меди. Исходя из этого, авто-аудиосистема при сборке, требует тщательного подбора комплектующих

Я намеренно еще раз подчеркиваю тот факт, что вся проводка, которая использовалась в авто-аудиосистеме, была из медной жилы. В связи с этим у меня сложилось впечатление, что провода для громкоговорителей в последнее время стали любимым продуктом компаний, использующих технологию «CCA». Поэтому, в настоящее время приходится сильно попотеть, чтобы среди акустических проводников из алюминия (CCA), которые, к сожалению, доминируют на рынке, встретить провода из настоящей меди.

Читайте также:  Как собрать автомобильную аудиосистему

Прокладка жгута проводов

Силовой кабель, ведущий от аккумулятора к багажнику (поскольку именно здесь должны были располагаться наиболее энергоемкие элементы системы), а также акустические и сигнальные провода были проложены вдоль порогов, спрятав их под пластиковыми крышками порогов. Я решил, что вместо того, чтобы запихивать все кабели с одной стороны, лучше разделить их и развести по обеим сторонам автомобиля. Поэтому было решено силовой кабель пустить по левой стороне, то есть со стороны водителя, а сигнальный и акустические провода по правой стороне — на стороне пассажира.

По возможности я старался прокладывать свои жгуты вместе с уже существующими — штатными, закрепляя их кабельными стяжками. Возможно, представленные здесь фотографии не отличаются особой красотой (ведь это пол в старом автомобиле), но я постарался запечатлеть, как была проложена электрическая магистраль. Идея заключается в том, что кабели не должны «болтаться» свободно, что может привести к их повреждению.

Авто-аудиосистема-1 Авто-аудиосистема-2

Чтобы дополнительно защитить кабели и сгруппировать их, я использовал оплетку, которая (по крайней мере, я так думаю) улучшила эстетику в целом. При использовании косы помните, что она очень легко «расползается» на концах, поэтому после обрезки их нужно сразу зафиксировать. После прокладки жгута оплетку необходимо закрепить лентой, а еще лучше — с термоусадочной манжетой, чтобы авто-аудиосистема уже выглядела профессионально.

Авто-аудиосистема-3 Авто-аудиосистема-4

Подробнее о кабелях: дьявол кроется в деталях

Акустические провода авто-аудиосистемы имеют на концах разъемы с надетой на него термоусадочной трубкой. Рядом с динамиками и везде, где есть провода они должны были оставаться свободными, я использовал губчатый чехол, чтобы предотвратить нежелательные вибрации.

Авто-аудиосистема-5 Авто-аудиосистема-6

Я оснастил басовый блок разъемом типа «Speacon», чтобы при необходимости его можно было легко отключить от системы. Поскольку этот тип разъема имеет целых 4 контакта, я использовал все из них, комбинируя 1+ и 2+, 1 и 2 соответственно, что позволило снизить нагрузку на соединения и повысить надежность. Для провода сабвуфера я использовал традиционную черную оплетку.

Авто-аудиосистема-7 Авто-аудиосистема-8
Авто-аудиосистема-9

Сигнальные кабели авто-аудиосистемы со стороны магнитолы я подключал стандартными разъемами RCA и особого описания это не требует, но упоминаю об этом потому, что мне удалось купить сравнительно короткие коннекторы, которые я еще больше укоротил, отрезав часть корпуса. Это важно из-за небольшого пространства позади радиоприемника, которое очень ограничено и необходимо использовать как можно более короткие соединители.

Авто-аудиосистема-10

При прокладке кабелей не забудьте соблюдать особое внимание и осторожность при выполнении всех соединений, особенно сильноточных. Провода, подающие питание на усилители, должны быть оконцованы разъемами и термоусадочными муфтами (как на фото ниже). Предохранитель в системе автозвука обычно настолько мощный, что может не сработать при минимальном коротком замыкании между отдельными жилами проводов, в случае повреждения провода.

Авто-аудиосистема-11

Если у вас авто-аудиосистема включает в себя более одного усилителя или других устройств, которым требуется питание, вы можете использовать распределительный блок для облегчения работы. Я использовал тот, что на фото.

Авто-аудиосистема-12

Устройства авто-аудиосистемы

Источник звука

Сердце моей авто-аудиосистема является Pioneer AVH-P4100DVD. Магнитола как магнитола, здесь дело вкуса, но это важно, ведь от головного устройства во многом зависит качество звука. Если источник дает сигнал, лишенный детализации и качества звука, даже если остальная комплектация будет высшего класса, система не будет звучать так, как должна.

Читайте также:  Как собрать автомобильную аудиосистему

Авто-аудиосистема-13

Сигнальный процессор

В моем случае это немного нестандартно, потому что после оснащения его блоком питания я разработал и собрал сам, адаптировал под свою систему процессор/кроссовер Alto Maxidrive 3.4. Задача устройства — разделить полосу сигнала на три диапазона: для сабвуфера, дверных динамиков и твитеров, а также коррекция частотных характеристик и устранение задержек отдельных диапазонов.

Авто-аудиосистема-14

Усилители авто-аудиосистемы

Фронтальная часть питается от 4-канального усилителя Sony XM-3040, а сабвуфер — от Pioneer GM-2200, который соединен по схеме «мост» показывает неплохие результаты.

Динамики

В передние двери я установил вполне стандартные 16-сантиметровые динамики — старшей модели Rainbow 165 SL. Довольно нетрадиционной я сделал секцию твитера — в местах, где были оригинальные динамики, разместил драйверы Isophon kk10, которые теоретически предназначены для домашних Hi-Fi-систем, а не для автомобильной аудиосистемы. Нижний диапазон дополнен басовым блоком, построенным на базе весьма культурной модели Focal Access 33A.

Конструкция

Что это за конструкция? Правильно, иногда при создании авто-аудиосистемы приходится проявлять и свои художественные способности.

В передних дверях моей машины не было штатных динамиков и места для них, поэтому мне пришлось изготовить панели из плиты МДФ и обтянул их черной экокожей. По фактуре она похожа на боковины дверей.

Авто-аудиосистема-15

Вторая, более серьезная переделка касалась отсека для установки автомагнитолы. Установленная в данный момент магнитола Pioneer AVH-P4100DVD находится в так называемом в «2-din» стандарте. Ауди 80 же изначально имеет один отсек под магнитолу. Поэтому для установки 2-диновой магнитолы пришлось немало повозится. В частности убрал вентиляционные отверстия и соответствующим образом переставил другие компоненты отсека. Результат работы (на фото ниже), это конечно дело вкуса, но лично мне нравится, и я думаю, что в этом весь смысл.

Авто-аудиосистема своими руками

Я также самостоятельно разработал основания для установки усилителей и процессора. Изготовленные из фанеры и покрытые черной обивочной тканью, затем все вышеупомянутые устройства были прикручены к этим элементам и только как единое целое прикреплены к спинкам задних сидений. Таким образом, я избавился от необходимости подбирать нужную длину винтов для каждого устройства, а также обеспечил возможность легкого демонтажа всего устройства в случае необходимости.

Авто-аудиосистема своими руками Авто-аудиосистема своими руками
Авто-аудиосистема своими руками Авто-аудиосистема своими руками

И, наконец, для полноты картины, взгляд на внутреннюю часть багажника с установленным басовым ящиком (также сделанным мной, хотя здесь все довольно стандартно — фанера, клей, шурупы, отделка типа «одеяло»).

Авто-аудиосистема своими руками

Позвольте мне объяснить некоторые интересные факты: что драйвер был прикреплен (магнитом наружу) по… довольно банальной причине. Несмотря на то, что изначально ящик был разработан для акустической системы Emphaser EX12T2, его можно с успехом использовать в качестве корпуса для нынешних Focal, которым теоретически требуется корпус чуть большего объема.

Эпилог

Да, я показывал картинки и описывал интересные факты, связанные с проектированием и строительством, но для полноты всего не хватило еще одного: и собственно, наверное, самое главное, т. е. информация о том, «как оно играет»! Ну, после первоначального разделения полосы на диапазоны, подходящие для отдельных динамиков и выравнивая задержки, система звучит вполне неплохо.

Но чтобы не быть слишком идеальным, должен признаться, что у меня были некоторые проблемы с дверными динамиками, которые оказались слишком «кричащими». Немного снизить нежелательный эффект удалось за счет коррекции АЧХ, но только применив старый прием покрытия мембраны веществом под названием «даммарский лак», я добился желаемого эффекта.

В любом случае, представленная установка сослужит мне хорошую службу, делая километры, которые я проезжаю, более приятными и заставляя меня с меньшей неохотой садиться в машину по утрам, перед поездкой на работу

Фирменные усилители мощности