Автоусилитель для сабвуфера


Автоусилитель для сабвуфера-0

Автоусилитель для сабвуфера — гарантированно-качественные 100 Вт

Автоусилитель для сабвуфера — в данной статье представлена схема типичного усилителя для сабвуфера с отличным качеством звучания и мощностью на выходе 100 Вт. Предложенный здесь автоусилитель превосходит по мощности известные модели собранные на TDA1562, у которых это значение не дотягивает и до 50 ватт. Принципиальной основой здесь является одна из самых популярных и надежных среди радиолюбителей микросхема ТДА7294, в том числе имеется преобразователь напряжения с 12v до 2х40v. Предусмотрен в схеме фильтр низких частот, при этом все скомпоновано на одной фольгированной моно-плате размером 74 х124 мм. Вот здесь все необходимое для повторения схемы: Скачать архив .zip. Вся схема УМЗЧ выполнена на трех модулях:

Автоусилитель для сабвуфера-1

Преобразователь напряжения питания усилителя мощности для сабвуфера

Данный конвертер напряжения собран на основе TL494 представляющего собой ШИМ-контроллер с фиксированной частотой. Для контроля избыточного напряжения имеется встроенная защита, которая выполняет отключение устройства в случае повышения входного напряжения более 15v. Защита от недостатка напряжения выполняет функцию отключения драйвера при падении напряжения менее 9v. Также предусмотрена защита по току, как мощных транзисторов выходного каскада, так и всей схемы в целом.

Автоусилитель для сабвуфера позволяет вести визуальное наблюдение за состоянием его работы, для этого имеются светодиодные индикаторы, например: свечение зеленого светодиода соответствует штатной работе устройства, красный светодиод показывает, что сработала какая-то из защит и отключила драйвер. Есть схема мягкого запуска преобразователя, которая предотвращает сильные броски тока во время включения.

Автоусилитель для сабвуфера-2

Силовой трансформатор можно изготовить самостоятельно, например из какого либо вышедшего из строя и подходящего по габаритам сердечника или использовать от компьютерного блока питания. Использовать нужно 5-ти и 12-ти вольтовые цепи, тогда у вас коэффициент трансформации составит 2.4. Следовательно, если подать бортовое напряжение 14v по 5-ти вольтовой цепи, то в итоге получится в 2.4 раза выше напряжения в 12-ти вольтовой цепи, это будет примерно ± 33v, этого вполне достаточно для питания микросхемы усилителя.

Данный вариант представляет собой простое и эффективное решение. Переключение происходит на частоте 50 кГц, а в случае необходимости ее изменения, то это можно сделать путем добавления конденсатора в цепь 5-го вывода TL494. Для примера: емкость с номиналом 1nF обеспечит частоту примерно 50 кГц, а 1,5nF даст 30 кГц.

Автоусилитель для сабвуфера-3
Полевые транзисторы IRFZ44N, если нужно, следует заменять на аналогичные, рассчитанные на работу при мощности 100 Вт, а полевики IRFZ44N заменить на аналог с мощностью в пределах 300 Вт.

Пред-усилитель и низко-частотный фильтр

Пред-усилитель выполнен на распространенном буферном операционнике TL072. Симметричное двух-полярное напряжение питания ±12v получает по цепи собранной на 12-ти вольтовых стабилитронах.

Автоусилитель для сабвуфера-4

Усилитель мощности на TDA7294

Микросхема TDA7294 в стандартном включении, ничего сложного нет.

Автоусилитель для сабвуфера-5

Рекомендации по сборке автоусилителя

  • Применяйте провода питания с большим сечением. Емкость конденсатора С4 установленного во входном тракте, должен иметь значение не менее 4700F, результативность выходной мощности зависит в большей степени от него. В обязательном порядке устанавливайте плавкий предохранитель на 10 А в аккумуляторной цепи.
  • Будьте осторожны! Данная схема рассчитана на радиолюбителей уже имеющих необходимый опыт, реализация инвертора предполагает определенных знаний и наличие специального оборудования. Перед первым запуском установите в питающую цепь ограничитель тока.
  • При тестировании устройства были сомнения, что будет фон либо самовозбуждение, но благодаря эффективной разводке массы все оказалось отлично. При первом запуске появился небольшой гул в цепи фильтра, как вскоре выяснилось эту проблему создавала микросхема LM358, которая абсолютно не пригодна для создания качественного звука. Намного эффективней ведут себя TL072 либо NE5532.
  • Данный преобразователь напряжения способен выдерживать коротко замкнутую цепь во вторичной обмотке и в выходных трактах питания. В случае короткого замыкания в схеме, защита моментально отключит питание, так что не стоит особо волноваться, что при случайном КЗ преобразователь выйдет из строя. Какой будет корпус под автоусилитель сабвуфера каждый автовладелец решает сам, какой он желает видеть такой и изготовит. Основной момент здесь — правильно настроить схему устройства, ну а остальное это уже дело творческого воображения.