Винило проигрыватель из юбилейной серии Marantz SA-KI Ruby
Винило проигрыватель Marantz SA-KI Ruby в тандеме с усилителем PM-KI Ruby — комплект общей стоимостью крепко за полмиллиона. Узнаем, за что просят такие деньги и сколько стоит подпись мастера с камушком.
Секрет благосклонности
Удивительно, как Marantz удается все эти годы сохранять к себе в целом благожелательное отношение со стороны аудиосообщества. Я не припомню сколько-нибудь значимой претензии, которые нашей капризной публикой обычно раздаются направо и налево. Не секрет, что Hi-Fi-бренды меняют собственников. Не избежал этой участи и Marantz. Но все эти юридические перипетии особо не сказались на имидже марки. Думается, причин тому несколько.
Во-первых, техника Marantz и в частности Винило проигрыватель всегда готова подыграть эго владельца — она выглядит солидно независимо от стоимости. Вплоть до мелочей вроде винтиков из меди. Вот и у наших подопечных медное шасси и алюминиевая крышка сверху толщиной 5 мм. И никаких экспериментов с пуританской эстетикой: даже у самых бюджетных Marantz, хоть в черном финише, а буковки-то будут золотыми.
Во-вторых, действительно, компания ни разу не была поймана на откровенной халтуре или экономии на детальках. Ну и в-третьих, last but not least: на том месте, где многочисленные китайские конкуренты перечисляют номера транзисторов, у Marantz имеется живой человек — посол бренда. Можно гадать, насколько глубоко знакомый многим Кен Ишивата вмешивается в процесс разработки новых моделей, но позвольте поделиться одним наблюдением, которое представляется мне очень важным.
В свое время я несколько раз был поставлен в тупик устройствами с хорошими цифрами в замере, но совершенно плоскими и безынтересными в музыкальной подаче (забегая вперед, скажу, что у Marantz измерения вполне хороши, но это не может быть абстрактной самоцелью).
Гиблое дело — пытаться угадать звуковой почерк компонента или винило проигрывателя по одним лишь графикам. По крайней мере, по тем, которыми оперируют стандарты 50-х годов (других пока кроме джиттера не придумали). Измерения, что мы читаем в спецификациях, лишь очерчивают общее электротехническое «здоровье» компоновки в состоянии нагрузки определенным статическим сигналом.
Например, усилители с глубокой обратной связью демонстрируют в таких тестах рекордно низкие искажения. Но почему еще в конце 70-х энтузиазм вокруг них заметно поубавился? А потому что с реальным импедансом колонок устойчивость подобных схем может страдать. Растут так называемые переходные интермодуляционные помехи, которые вообще не документированы стандартным отчетом гармонических и интермодуляционных искажений.
Другой пример: портативный усилитель покажет сопоставимые результаты измерений на обычных и «аудиофильских» ОУ, но даже неподготовленный слушатель предпочтет слушать наушники именно со вторым вариантом, в котором установлены ОУ с лучшими переходными характеристиками.
Фирменные модули HDAM у Marantz тоже являются декларацией ухода от стандартных микросхем в пользу дискретных элементов, которые считаются более «меломанскими». В нашем случае HDAMS3 работают в секции предварительного усиления у PM-KI и выходных каскадах SA-KI.
Однако не забываем, что всегда понадобится человек для финального тюнинга аудиокомпонента, причем не абы кто. Это должна быть персона с достаточным опытом слушателя, которая понимает, чего хочет и в какую сторону следует двигаться. И этот ветеран в кафтане с воротником-стойкой у Marantz, безусловно, не зря получает свою зарплату.
Классика и современность
Винило проигрыватель KI с ораниченным выпуском для компании — событие достаточно регулярное, но всегда привлекающее внимание поклонников марки. В этот раз гравировка подписи Ишиваты украшена маленьким рубинчиком. Смейтесь сколько угодно, но подобные детали, а также ограниченный тираж серии (1000 шт.) только подстегивают интерес. Хотя наверняка часть решений эксклюзивной серии в будущем перекочует в более доступные компоненты без сигнатуры KI. Что же еще общего и что отличает версию с рубином?
Marantz считается достаточно консервативной Hi-Fi-маркой, но при этом оба компонента презентуют в себе новомодные элементы. В проигрывателе отсутствует чип с ЦАПом, вместо него на логической матрице все сигналы переводятся и обрабатываются в DSD-формате. А в усилителе PM-KI установлена пара модулей Hypex NCore 500 в классе D, которые занимают в два раза меньше места, чем секция предусиления.
На этом месте, а точнее — чуть ниже, в разделе, посвященном прослушиванию, рецензенты начинают дуть на воду и заверять, что ни-ни, никакого окраса класса D они не услышали. Я, честно говоря, затрудняюсь с раздачей ярлыков, а потому, сломав традиционный лад обзора, сразу изложу свои впечатления.
Самая восхитительная работа усилителя PM-KI Ruby была продемонстрирована секцией ММ/МС-фонокорректора, которой составил пару достаточно бюджетный Clearaudio Concept. Это было весьма впечатляюще. То есть поймите, класс D против класса A, мультибит против дельта-сигмы и так далее — все это искусственные точки раздора для публицистической и форумной активности.
Те же усилители Hypex NC500 — это качественная (и недешевая) заготовка, которую можно гибко настроить. Конструктор серии NСore Бруно Путзи утверждает, мол, действительно, у традиционной схемы обратной связи плохая репутация. Но если сделать петлю обратной связи экстремально глубокой, то наступит что-то вроде просветления, а к низким искажениям добавится и прекрасная устойчивость ко внешней нагрузке.
Номинально NC500 обеспечивают сумасшедшие 700 Вт при нагрузке на 4 Ом. Но это в балансной схеме при отдельном блоке питания на канал, а у Marantz он один и цифры мощности предусмотрительно заявлены более чем в три раза ниже.
Marantz всегда балансирует между классическими и новаторскими элементами. Поклонники тороидов найдут их в блоках питания обоих аппаратов. В PM-KI линейный блок питает предварительную секцию, где громкостью управляет микроконтроллер NRJ MUSES72320, а оконечной занимается уже импульсный Hypex SMPS600.
Пара плат усилителей NC500 примыкает непосредственно к задней стенке компонента и акустическим разъемам, исключая таким образом лишние провода. И чтобы данный обзор не выглядел одой Ruby, разумеется, стоит перечислить и претензии.
Что касается персонально винило проигрывателя SA-KI Ruby, то заметно желание разработчиков сделать универсальный проигрыватель, но его концепция, вероятно, отражает персональные предпочтения Ишиваты. Если в усилителе PM-KI Ruby это следовало из продвинутого фонокорректора и отсутствия цифровых входов, то по плееру видно, что дедушке привычнее всего оперировать с оптическими носителями — SACD и компакт-дисками. В лоток с фирменным транспортом SACD-M3 также можно забросить даже DVD-R с хайрезами, если найдутся любители подобного способа коллекционирования.
А вот разъем USB, отвечающий за чтение флешек, теперь вынесен на заднюю панель. Не спорю, окрестности там очень красивые, с медными спинками, а фирменные акустические клеммы SPKT-100 усилителя PM-KI Ruby так и вовсе выглядят аудиоделикатесами. Но что делать флешке на тыловой панели, да еще и в старинном формате FAT32? Как ее извлекать, когда компоненты находятся в стойке? Неужели из-за нее пострадала бы симметрия фронтального фасада? Ведь в модели SA-11S3 вход для USB никому не мешал.
Остальные цифровые входы, включая асинхронный USB, никаких нареканий не вызывают — оптика, коаксиал, входы/выходы — все как обычно. Если вам нужно что-то беспроводное, то через оптику можно, например, бросить какой-нибудь AirPort Express — и будет у вас lossless, слушайте Tidal или еще что-нибудь.
А проигрыватель SA-KI Ruby исправно покажет дискретность сигнала в своем дисплее. Управлять компонентами может пульт ДУ RC005PMSA, знакомый по старшим моделям. В целом его хвалят за увесистость, но хотелось бы более выраженных клавиш управления громкостью.
Нюансы с наушниками
Самое спорное звено в паре Marantz — это реализация выхода на наушники. Измеренный импеданс в усилителе PA-KI Ruby оказался около 85 Ом на выходе. Это выше, чем номиналы трех пар, которые были припасены мною для обзора. Для нормальной, неискаженной работы цепи усилитель-нагрузка должно быть наоборот, иначе будет слышен шум тракта даже в состоянии покоя.
В последнее время наметилась тенденция выпускать крупные головные телефоны с импедансом ниже сотни вплоть до 20 Ом, при этом обладающие низкой чувствительностью. Т.е. им по-прежнему нужно много силушки от усилителя. Вот из-за 85 Ом у Marantz PA-KI Ruby они уже сюда не годятся.
Выход нашего усилителя желательно нагружать тугими моделями наподобие Beyerdynamic T1 на 600 Ом. Благо, что запас по данному выходу у Marantz PA-KI Ruby имеется приличный, почти 9 Вольт на холостом ходу до момента клиппинга, который наступает при шкале громкости (-17) на индикаторе.
В винило проигрывателе SA-KI Ruby работа с наушниками регулируется отдельной маленькой ручкой, которая напомнила регулировку тока подмагничивания у кассетной деки, правда, уровень сигнала при этом не отображается. Величина импеданса выхода на наушники 17,5 Ом здесь значительно ниже, чем в усилителе, но о полной совместимости тоже заявлять рановато.
Сначала придется отложить 16-омные модели. Но и 600 Ом не получится раскачать, поскольку усилитель в плеере значительно слабее, чем в PA-KI Ruby, и его мощность в данном случае составит всего 10 мВт. В оптимальную область применения попадают головные телефоны от 32 до 100 Ом, т.е. как раз те, что не достались PA-KI Ruby по импедансу.
Однако непосредственное прослушивание убедило меня, что реализация усиления наушников не соответствует высокому классу основного аудиотракта, так что для подобных задач лучше все-таки озаботиться отдельным устройством, а сам выход отключить через меню плеера. Ту же процедуру можно применить и к самому дисплею, который будет включаться лишь на момент смены режима работы устройства — например, смены параметров аудиосигнала.
Измерения и реальность
Если речь не идет о DSD-потоке, то винило проигрыватель SA-KI предлагает для входящего PCM два положения фильтра, которые регулируются только с пульта ДУ. В аннотации указано, что Filter 1 формирует симметричную форму импульса, т.е. он является линейно-фазовым. А Filter 2, с длинным пост-эхо, работает как минимально-фазовый. При этом в инструкции указан второй режим как более «яркий».
Паспортные данные
Поддерживаемые форматы для SACD/CD-привода SACD M-3: CD, CD-R/RW, SACD, DVD-R/RW; записанные на CD файлы: WMA, AAC, MP3, FLAC (до 24 бит/48 кГц), WAV (до 24 бит/48 кГц), ALAC (до 24 бит/48 кГц), AIFF (до 24 бит/48 кГц); записанные на DVD-ROM файлы: DSD 2,8/5,6 МГц, FLAC (до 24 бит/192 кГц), WAV (до 24 бит/192 кГц), ALAC (до 24 бит/96 кГц), AIFF (до 24 бит/192 кГц), WMA, AAC и MP3
Отображение информации: CD-текст, SA-CD-текст, ID3 Tag, WMA Meta Tag, AAC Meta data
Система апсемплинга и цифро-аналогового преобразования: основана на технологии MMM (Marantz Musical Mastering), MMM-stream, MMM-conversion
Дискретные усилительные модули: HDAM SA3 + HDAM SA2
Усилитель для наушников: оснащен модулем HDAM SA2 и регулятором громкости, имеет возможность выбора коэффициента усиления, мощность: 50 мВт (32 Ом)
Частотный диапазон SACD: 2 Гц – 50 кГц (- 3 дБ), CD: 2 Гц – 20 кГц (± 1 дБ)
Динамический диапазон, SACD/CD: 109/98 дБ
Отношение сигнал/шум, SACD/CD: 112/104 дБ
Коэффициент гармоник, SACD/CD: 0,0008%/0,0015%
Выходное напряжение (SACD/CD): 2,4 В/2 В (линейный выход RCA)
Поддерживаемые форматы при воспроизведении по USB (тип B) с компьютера: PCM/DXD (до 32 бит/384 кГц), DSD 2,8/5,6/11,2 МГц
Поддерживаемые форматы при воспроизведении по USB (тип A) с внешних накопителей: WAV (до 24 бит/192 кГц), FLAC (до 24 бит/192 кГц), ALAC (до 24 бит/96 кГц), AIFF (до 24 бит/192 кГц), DSD 2,8/5,6 МГц, MP3, WMA, AAC
Входы: коаксиальный (24 бит/192 кГц), оптический (24 бит/192 кГц), USB для внешних накопителей (совместим с iPod/iPhone), асинхронный USB (тип B)
Выходы: линейный RCA (медные RCA-разъемы с никелевым покрытием), коаксиальный, оптический, 6,3 мм для наушников
Прочая коммутация: вход/выход системной шины D-Bus
Блок питания: тороидальный трансформатор, 2 конденсатора емкостью по 4700 мкФ
Пульт ДУ: универсальный RC005PMSA
Потребляемая мощность: 47 Вт, в режиме standby: 0,3 Вт
Размеры (ШхВхГ): 440x127x419 мм
Вес: 17,1 кг
Усилитель Marantz PM-KI Ruby
Достоинства: контроль акустических систем, убедительная передача музыкальной фактуры, фонокорректор высокого качества
Недостатки: отсутствие XLR, высокий импеданс выхода на наушники исключает использование моделей ниже 100 Ом
Официальный сайт: Marantz PM-KI Ruby
Цена: 387 000 рублей
Паспортные данные
Выходная мощность: 2 x 100 Вт (8 Ом); 2 x 200 Вт (4 Ом)
Диапазон частот: 5 Гц — 50 кГц
Коэффициент гармоник: 0,01%
Коэффициент демпфирования: 500
Отношение сигнал/шум: 107 дБ (предусилитель, при 2 В на входе), 88/75 дБ (MM/MC-картриджи, фонокорректор)
Входная чувствительность/входной импеданс при использовании линейных входов предусилителя: 220 мВ/13 кОм (RCA)
Входная чувствительность/входной импеданс при использовании прямого входа в оконечную секцию: 1,1 В/13 кОм
Чувствительность/импеданс на входе фонокорректора: 2,3 мВ/39 кОм (MM), 250 мкВ/100 Ом (MC)
Дискретные усилительные модули HDMA: SA3, SA2
Входы: 5 линейных RCA (в том числе вход CD с никелированными разъемами RCA и 2 входа для мониторинга записи), RCA-разъемы MM/MC-фонокорректора (никелированные), вход RCA в оконечную секцию
Выходы: 6,3 мм для наушников, 2 RCA для записи
Прочие: 2 разъема системной шины D-Bus, 2 разъема для подключения по шине F.C.B.S., заземляющая клемма
Фонокорректор: MM/MC, Marantz Musical Premium Phono EQ
Выход на АС: 2 пары винтовых клемм Marantz SPKT-100+ (медь высокой степени очистки)
Блок питания: линейный для предварительной секции (тороидальный трансформатор), импульсный для оконечной секции
Потребляемая мощность: 130 Вт, standby: 0,2 Вт
Пульт ДУ: универсальный RC005PMSA
Габариты (ШхВхГ): 440х127х453 мм
Вес 15,7 кг
Обзор усилителя и проигрывателя Marantz KI RUBY
Источник: stereo.ru