Как выбрать усилители для домашних колонок? Этот вопрос задают себе практически все аудиофилы. Начинающим любителям хорошего звука приходится искать ответ на него при покупке своей первой серьезной стереосистемы. А вот более опытные возвращаются к нему каждый раз, когда меняют колонки или усилитель.
Оптимальное взаимодействие этих двух элементов — наряду с правильным подбором акустических систем в соответствии с их размерами и акустикой комнаты прослушивания — является абсолютно критичным. Если мы найдем правильную конфигурацию, то получим превосходное звучание и эффект синергии между колонками и управляющей ими электроникой. С другой стороны, если мы выберем неправильную комбинацию, то, скорее всего, не получим желаемого эффекта. Даже если будет потрачены все ваши сбережения на источник Hi-End, кабели, акустические системы и антивибрационные платформы. Как же попасть в первую группу?
- Как выбрать усилители для домашних колонок? Какие колонки подобрать к усилителю?
- С чего начать и каких ошибок следует избегать?
- Усилители для домашних колонок — основные параметры и взаимосвязь между ними
- Усилители для домашних колонок — как это выглядит с точки зрения усилителя?
- Давайте тестировать и слушать ответственно
- Усилители для домашних колонок — как параметры преобразуются в звук?
- Активный подход или короткий путь
Как выбрать усилители для домашних колонок? Какие колонки подобрать к усилителю?
Единого и простого ответа на этот вопрос не существует. Хотелось бы, чтобы здесь действовал некий универсальный рецепт, включающий, например, подбор мощности усилителя к импедансу акустических систем или проверку качества того или иного соединения по каталогу, который находится в свободном доступе и признан всеми аудиофилами. Однако реальность оказывается сложнее. Проблема осложняется огромным количеством устройств, представленных на рынке. Разнообразие предлагаемых марок и моделей неуправляемо даже для профессионалов. Мы не успеем перепробовать все возможные комбинации. Однако по мере расширения слушательского кругозора мы начинаем ориентироваться на собственный опыт и даже своего рода интуицию, что может оказаться весьма полезным. Но что делать, если у нас нет ни знаний по данному вопросу, ни тем более практики в подключении отдельных компонентов hi-fi системы? Мы всегда можем обратиться к продавцу и положиться на его опыт.
С чего начать и каких ошибок следует избегать?
Обсуждаемую проблему можно рассматривать на нескольких основных уровнях, которые в некотором отношении являются взаимозависимыми или дополняющими друг друга. Самое главное с точки зрения пользователя – соответствие динамиков и усилителя по звуку. В конечном итоге мы стремимся создать систему с максимально возможным качеством звука. Достойное качество звучания, именно в данном случае, обеспечивают усилители для домашних колонок. Не менее важным моментом является согласование электрических параметров обоих подключаемых устройств.
Здесь, безусловно, нужно принять во внимание хотя бы несколько базовых величин. Однако ставить параметры выше звуковых эффектов не рекомендуется. Решение сложных уравнений и изучение таблиц технических данных вряд ли приведут нас к успеху. Тем не менее, необходимо немного знать о параметрах акустических систем и усилителей. Это нужно для того, чтобы не совершить кардинальной ошибки, которая в худшем случае может привести даже к поломке только что приобретенной аппаратуры.
Усилители для домашних колонок — основные параметры и взаимосвязь между ними
Многие при настройке руководствуются только параметрами, глядя почему-то на мощность. Да, мощность в усилителе это важно, но отдавать ему приоритет в процессе правильного выбора двух важнейших элементов нашей аудиосистемы было бы большой ошибкой. Гораздо важнее согласовать эти параметры друг с другом. Другими словами, добиться идеального баланса между ключевыми свойствами акустических систем и усилителей. Если мы хотим решить этот вопрос относительно быстро, не вдаваясь в технические подробности, то начнем с акустических систем. При этом нужно ориентироваться в первую очередь на их КПД и номинальное сопротивление, а также рекомендованную производителем мощность усилителя для домашних колонок.
Эффективность (иначе называемая эффективностью) указывается в децибелах и показывает, какой уровень шума могут создать рассматриваемые колонки при подаче сигнала мощностью 1 Вт. Что это означает для нас? Все просто — если мы поставим в доме колонки с эффективностью 90 дБ и увеличим мощность усилителя до 1 Вт, то услышим звук в 90 дБ. Следует отметить, что измерения обычно проводятся на расстоянии одного метра от колонок. Типичные значения для домашних колонок находятся в диапазоне от восьмидесяти до девяноста децибел. Например, колонки с чувствительностью 84 дБ можно считать сложными в управлении (при той же мощности они играют тише).
Большинство моделей, представленных на рынке, имеют эффективность 87-90 дБ. Акустика с более высокой чувствительностью считаются исключительно легкими в управлении. Означает ли это, что чем больше, тем лучше? Абсолютно нет. Эффективность акустической системы неразрывно связана с ее конструкцией, и некоторые разработчики предпочитают «торговать» этим параметром в обмен на более мощный бас или более ровное звучание во всем диапазоне частот. Уровень интенсивности звука — это не то же самое, что качество звука.
Как это соотносится с нашим усилителем? Если у нас более эффективные колонки, мы можем позволить себе подобрать менее мощный усилитель. С другой стороны, если мы выбираем колонки с более сложным управлением, то нам потребуется более мощная электроника. Сочетание усилителя с колонками 82 дБ может оказаться не самым удачным, и разогнать такую систему до высоких скоростей будет очень сложно. Так не лучше ли выбрать усилитель с максимально возможной мощностью и колонки, способные создать дома землетрясение даже от одного ватта? Не совсем так. Скорее, оптимальным решением будет взаимное соответствие этих двух компонентов.
Если у вас менее эффективные колонки, то нужно искать более мощный усилитель. А с более эффективными комплектами можно не отказываться от здравого смысла и экспериментировать. Даже с усилителями мощностью в несколько или десятков ватт на канал. Хорошим ориентиром может служить рекомендуемая мощность усилителя, приведенная в таблице технических характеристик ваших акустических систем.
Если производитель указал конкретный диапазон, достаточно посмотреть на номинальный импеданс колонок. А затем проверить, находится ли мощность данного усилителя на этой нагрузке в указанном диапазоне. Хотя бывают ситуации, когда выход за пределы рекомендаций производителя приводит к гораздо более интересному звучанию. Если мы хотим сделать безопасный выбор, это вполне хороший вариант.
Остается вопрос о мощности динамиков. Проще говоря – ничего. В домашних условиях этот параметр не имеет большого значения, если только мы не хотим сильно испортить жизнь соседям или проверить, можно ли использовать звуковое давление для перестановки мебели в гостиной. Существует много мифов о мощности колонок. Начинающих меломанов интересует, например, должна ли она быть выше или ниже мощности усилителя. На самом деле эти параметры относятся совсем к другому. Для измерения мощности усилителя для домашних колонок используются другие методы и стандарты, чем для измерения мощности акустических систем. Следовательно, неверно считать, что если оба устройства имеют одинаковую мощность, то они идеально согласованы.
Усилители для домашних колонок — как это выглядит с точки зрения усилителя?
Когда речь идет о мощности усилителя или ресивера, этот вопрос кажется простым и очевидным. К сожалению, это не всегда так. Прежде всего, нужно проверить, какое значение указывает производитель — номинальную, непрерывную, синусоидальную или среднеквадратичную мощность. В зависимости от метода измерения числа в таблице будут разными. Чтобы похвастаться максимально возможным значением, некоторые производители указывают пиковую мощность, музыкальную мощность или PMPO. А это все равно, что указывать высоту здания, включая фундамент, шпиль и сидящего на нем голубя.
Аналогичную ситуацию имеют и усилители для домашних колонок, поскольку отдельные изготовители пяти- или семиканальных устройств указывают пиковую мощность одного канала и нагрузке 4 Ом. Поэтому, в описаниях и таблицах технических данных покупатели видят, например, 180 Вт. Выглядит впечатляюще, но если разделить эту мощность на несколько каналов, а затем разделить результат пополам, чтобы узнать, сколько ватт мы получим в каждом канале с нагрузкой 8 Ом, то у нас будет совсем другое значение мощности. Если производитель прибегает к такому трюку, можно предположить, что устройство в действительности слабое или, по крайней мере, гораздо слабее, чем указывает приведенная цифра.
Что касается согласования акустических систем с усилителями для домашних колонок, ключевой величиной является сопротивление. Низкоомные колонки, как правило, сложнее в управлении и требуют использования более эффективных по току усилителей. При выборе таких комплектов нужно искать интегральный усилитель, ресивер или усилитель мощности, который в лучшем случае удваивает свою мощность при двукратном падении импеданса. Например, если данный усилитель выдает 50 Вт при нагрузке 8 Ом, то при 4 Ом он должен иметь мощность 100 Вт, а при 2 Ом — 200 Вт.
Конечно, не надо подходить к этому вопросу так строго, но если наши колонки номинально 4-омные, а усилитель выдает 50 Вт на канал с нагрузкой 8 Ом и «всего» 75 Вт на 4 Ом, то это может означать проблемы с корректной раскачкой колонок. Здесь нужно отметить, что сопротивление колонок на самом деле не является постоянной величиной и зависит, в том числе, от воспроизводимой частоты. Если при прослушивании более требовательных произведений, основанных на глубоком басе, он снизится до 3,4 или 2,8 Ом, то наш усилитель должен будет иметь достаточный запас мощности, чтобы справиться с такими задачами. При выборе акустических систем с меньшим импедансом и меньшей эффективностью желательно поискать усилители для домашних колонок, которые свободно будут справляться с этим.
Иначе обстоит дело с ламповыми или транзисторными усилителями на основе выходных трансформаторов. В этом случае вместо классического набора акустических клемм мы видим на задней панели одну «минусовую» и две или три «плюсовые» клеммы для левого и правого каналов. Обычно они маркируются значениями 8, 4 и 2 Ом. Эти гнезда соответствуют отводам выходного трансформатора, поэтому мы можем использовать выход, согласованный с импедансом имеющихся у нас колонок. Здесь нужно вернуться к значениям, указанным производителем колонок. Некоторые компании заявляют, что их колонки имеют номинальное сопротивление 8 Ом, а минимальное значение составляет, например, 3,7 Ом, и в реальных условиях такие колонки могут работать лучше с выходом, предназначенным для динамиков с сопротивлением 4 Ом.
Также кое какие производители ламповых усилителей для спокойствия устанавливают в них стандартные клеммы для одиночных колонок, рассчитывая на определенное среднее значение сопротивления и уверяя пользователей, что все будет хорошо. Учитывая, что необходимость проверить один простой параметр и подключать кабели в нужные гнезда может отпугнуть клиентов, это не так уж и неразумно. Но если вы не хотите копаться в параметрах и читать, например, инструкцию по эксплуатации усилителя, то можно забыть обо всей этой аудиофилии и купить в супермаркете самый дешевый саундбар. Он, конечно, будет играть очень достойно.
Давайте тестировать и слушать ответственно
Разнообразие предлагаемого оборудования побуждает нас испытывать все возможные комбинации. Однако нельзя соединять все наугад. Помните, что ваш усилитель перестанет стабильно работать или перегреется, если будет работать в паре с колонками с сопротивлением, не рекомендованным производителем. Вторая по опасности ситуация может возникнуть, когда усилители для домашних колонок слишком слабы по мощности относительно подключаемой акустики. На более высоких уровнях громкости начнут возникать так называемые клиппинги и генерироваться огромные искажения, что часто приводит к повреждению динамиков.
Как ни странно, но иногда бывает, что легче повредить колонки со слишком слабым усилителем, чем со слишком сильным. К счастью, многие производители учитывают подобные риски, устанавливая различные виды защиты от перегрева, слишком высокой мощности или возможности появления постоянной составляющей на выходе. Однако помните, что не каждое устройство имеет такие схемы защиты. Лучше руководствоваться здравым смыслом, чтобы поиск оптимального звука не закончился неожиданной тишиной и запахом сгоревшей электроники.
Усилители для домашних колонок — как параметры преобразуются в звук?
Это очень хороший вопрос. Конечно, с точки зрения электроники здесь действуют другие правила, но в мире аудио нет жестких рамок, и иногда даже странные конфигурации могут звучать феноменально. Для примера возьмем колонки GPA 604-8H-III. Это 16-дюймовые басовые динамики с коаксиально установленным твитером в коробе объемом 250 литров. Первая мысль инженера- электронщика — для поддержания низких частот от такого огромного диффузора требуется большой ток. Нет ничего более далекого от правды.
Эти колонки лучше всего работают с усилителями малой мощности и очень любят лампы. Бывают и обратные ситуации. Глядя на мониторы ATC SCM-7, можно подумать, что с ними легко справятся даже скромные усилители для домашних колонок мощностью в несколько ватт. На самом деле раскачать их очень сложно и без солидных 100-150 Вт о достойном звучании низких регистров можно забыть. Это, конечно, крайние ситуации, но нужно помнить, что в подобном положении мы можем оказаться и сами.
Чтобы избежать подобных дилемм, всегда можно остановиться на популярных моделях, которые обычно сконструированы так, чтобы у их владельцев не возникало проблем с подбором остальных компонентов системы. Если речь идет об оборудовании нижнего и среднего ценового диапазона, то чтобы слепо выбрать усилители для домашних колонок вряд ли окажется абсолютно неверным или опасным с точки зрения электроники. Производители акустических систем стремятся обеспечить их корректную работу с максимально широким спектром усилителей и наоборот. Некоторые компании рекомендуют продукцию друг друга. Зачастую это комбинации, проверенные на практике на многих выставках, а иногда и результат принадлежности обоих брендов одному концерну.
Вопреки видимости, найти сочетание, обеспечивающее желаемое звучание, довольно сложно. К сожалению, здесь нет какого-то универсального правила, как нет и единого звукового рисунка, который бы понравился каждому аудиофилу. Также нет методов прогнозирования, будет ли сочетание данных колонок с выбранным усилителем удачным, неудачным или просто средним. Поэтому без прослушивания не обойтись, желательно предварительно ознакомиться с имеющимися материалами и тестами, а также проконсультироваться с опытным продавцом.
Активный подход или короткий путь
Согласование двух основных компонентов аудиосистемы не обязательно должно быть сложным, а в некоторых случаях даже излишним. Чтобы избежать этой проблемы, вы можете выбрать, например, активные громкоговорители, то есть те, которые уже имеют встроенные усилители для домашних колонок. В этом случае производитель берет на себя всю работу, а нам остается только найти хороший источник и установить комплекты в комнате для прослушивания. Выбор источника с возможностью регулировки громкости или соответствующего предусилителя мог стать проблемой для многих пользователей. Но вопрос стал решаться сам собой, когда производители таких акустических систем начали встраивать в них модули беспроводной связи. А также устанавливать цифровые и аналоговые входа или специальные устройства, выполняющие роль моста между колонками и источниками звука, такими как плееры, проигрыватели, консоли или смартфоны.