Что такое микшер: как работает звуковая консоль


Что такое микшер-1

Что такое микшер — микшерный пульт является наиболее важным оборудованием в установках живого звука, потому что он контролирует все источники звука, прежде чем они будут отправлены на громкоговорители. Знание всех тонкостей микшерного пульта и того, как его использовать, поможет вам отличить идеальный микс от посредственного.



В этой статье я представляю краткое по сути объяснение различных узлов микшерной консоли, чтобы после определения роли каждой ручки вы могли правильно ей пользоваться. Изучив основы этого устройства, вы будете ясно представлять, что такое микшер и сможете начать практиковаться и тренировать свой слух для создания отличных миксов.

Что такое микшер и для чего он нужен?

Аудиомикшер — это устройство, используемое для объединения нескольких источников звука путем управления громкостью, частотой и динамикой источника звука. Аудиомикшеры также называют микшерной консолью, панелью, пультом или декой.

Структура микшерной доски

В зависимости от размера микшера, на нем могут быть сотни ручек, предназначенных для решения конкретной задачи. Большое количество ручек на поверхности микшерного пульта вначале могут показаться очень сложным устройством для управления. Однако, нужно знать, что расположенные на каждой полосе каналов элементы управления, они также повторяются для остальных каналов. Поэтому если вы понимаете принцип работы одного канала, то вы будете знать, как работает микшер в целом.



На приведенной ниже схеме показаны элементы микшерного пульта, для наглядного ознакомления с различными органами управления и общего понятия что такое микшер.

Что такое микшер-2

1. Полоса звукового канала

Один канал микшера, также известен как полоса каналов, и звуковой сигнал через него проходит сверху вниз. Все каналы расположены в линейку, идущей поперек доски. Каждая линейка каналов имеет входы, вставки, усиление, эквализацию, дополнительные возможности, а также фейдеры громкости. Я подробно объясню каждый из них на протяжении всей статьи.

На изображении ниже показана полоса каналов, каждая полоса каналов повторяется в соответствии с количеством каналов аудио микшера.

Что такое микшер-3

2. Что такое микшер — входные разъемы

Входы на звуковой плате — это соединения, которые принимают внешние сигналы, чтобы направить их в различные секции микшера. Существуют различные типы входных соединений, но наиболее часто используются XLR и 1/4” симметричные или небалансные линейные входы.

  • XLR

XLR — это тип аудио разъема, который используется в основном для профессиональных акустических подключений. Он имеет три контакта для передачи сигнала: положительный (красный), отрицательный (черный) и заземляющий (экран кабеля).

XLR — это симметричные соединения, что означает, что они подавляют шум. Они делают это, посылая один и тот же сигнал на два провода (красный и черный), но с обратной полярностью. Когда сигнал достигает другой стороны, они снова меняются местами, устраняя любой шум на линии.

На изображении ниже показан разъем XLR, вилка и розетка.

Входные разъемы

  • Разъем Джек 1/4″

Этот тип разъема также известен как штекер телефонного гнезда. Первоначально он использовался для телефонных коммутаторов и сегодня все еще широко используется для передачи аналоговых звуковых сигналов. Существует две его версии: сбалансированный разъем TRS (наконечник, кольцо, гильза) и несбалансированный разъем TS (наконечник втулки).

На изображении ниже показаны обе версии штекера 1/4 дюйма.

Разъем подключение эффектов

3. Разъем подключение эффектов «Insert»

На микшерном столе гнездо «Insert» — это точка подключения, где сигнал прерывается и выводится за пределы микшера для его обработки. Затем сигнал отправляется обратно в ту же точку микшера, чтобы продолжить свой путь. Типичные приложения включают в себя применение компрессии, стробирования или эквалайзера к определенному каналу без воздействия на другие каналы.

Читайте также:  Расчет светодиодов

Примером может служить электрогитара, подключенная к микшеру, сигнал которой должен пройти через блок эффектов. Вы можете использовать соединение «Insert», чтобы отправить сигнал от микшера на блок эффектов, а затем обратно на микшерный пульт, чтобы продолжить путь.

4. Ручка усиления

Ручка усиления на микшере регулирует уровень громкости, который может поступать в аудио микшер на этом конкретном канале. В некоторых моделях это обозначено как «Trim». Если сигнал слишком слабый, то увеличивая усиление, вы усиливаете сигнал до линейного уровня.

5. Переключатель фильтра верхних частот.

У большинства микшеров есть небольшой переключатель, расположенный выше или ниже ручки усиления, это фильтр верхних частот, который аналогичен фильтру высоких частот. Что он делает, так это удаляет низкие частоты из звукового сигнала. В некоторых случаях это спасает, потому что, если входной сигнал сильно басовый, то он может насыщать канал независимо от того, как вы его выравниваете.

Когда переключатель включен, фильтр срезает частоты между 20 Гц и 150 Гц. Частота среза может быть неодинаковой для разных производителей микшерных консолей, хотя в принципе, эти показатели являются типичными.

Если вы не знали, тогда для справки, частота среза — это начальная точка, в которой отклик ослабляется на 3 дБ.

6. Выравнивание

На деке есть секция эквалайзера для регулировки баланса между различными частотными компонентами, составляющими звуковой сигнал. Другими словами, эквализация — это простой процесс изменения тембра звукового сигнала. Большинство микшеров имеют три полосы эквалайзера: High, Mid и Low, в то время как дека меньшего размера имеет только две полосы. Аудио микшеры профессионального уровня, обычно используемые в студиях звукозаписи, имеют четыре или даже шестиполосный эквалайзер на канал.

  • Высокий: Управляет высокими частотами в диапазоне от 6000 Гц до 20000 Гц. Эти частоты придают звуку яркость и присутствие. Высокие частоты характеризуются тем, что добавляют музыке границу, удар, детализацию, естественность и ясность.
  • Средний: это частоты в диапазоне от 250 Гц до 6000 Гц. Сбалансированные средние частоты обеспечивают разборчивость звука, особенно речи. Они приятны для слуха, не резкие и доставляют звуковой комфорт.
  • Низкий: также известный как низкие частоты, регулирует нижнюю частоту звукового спектра. Эти частоты находятся в диапазоне от 60 Гц до 250 Гц.

7. Вспомогательные посылы

Большинство современных микшеров имеют выходы, используемые для маршрутизации сигнала на внешние вспомогательные устройства, такие как мониторы или устройство эффектов. Сигнал, выходящий из вспомогательного посыла (Aux Send), имеет преимущество в виде регулятора уровня для каждого канала индивидуально, который полностью отделен от основного микса.

Типичное использование «Aux Send» — это подключение мониторов на сцене и создание отдельного микса, называемого миксом монитора, чтобы исполнители могли слышать себя на сцене.

8. Управление PAN

Элемент управления панорамированием имеет три положения: левое, центральное и правое. Он используется для увеличения или уменьшения уровня левого и правого звуковых сигналов. Управление панорамированием работает путем уменьшения уровня сигнала в одном канале, что делает его громче на противоположном канале.

При повороте ручки PAN влево, звуковой сигнал выходит на левый динамик. Поверните ручку к центру, и звук будет слышен на обоих динамиках. Наконец, повернув ручку вправо, сигнал выходит из правого динамика.

Читайте также:  Parasound Halo Hint 6 встроенный усилитель улучшенной версии

9. Функция Mute

На каждом канале есть переключатель отключения звука, при активации этой кнопки отключается весь звук на этом канале, в том числе сигнал поступающий на мониторы. Эта функция очень полезна, если, например, вы закончили проверку звука и все фейдеры находятся на идеальном уровне. Активировав переключатель и отключив канал, вы гарантируете, что нежелательный сигнал не попадет на динамики или мониторы.

10. Светодиод перегрузки (OL) или пика

Светодиод OL или Peak доступен на всех каналах, чтобы визуально указать, что сигнал слишком высокий, а это означает его нахождение в режиме ограничения, при этом он вносит искажения в данный канал. Все, что вам нужно сделать, это повернуть ручку усиления вниз, пока светодиод не перестанет мигать, чтобы избежать искажений.

11. Подгруппа/переключатель SUB

Звуковые консоли состоят из одной или нескольких подгрупп. В свою очередь подгруппа состоит из нескольких источников, таких как каналы, дорожки, линии и т.д., которые объединены в отдельную шину на микшере. Подгруппы идеальны при микшировании вживую, потому что вы можете направить выходы каналов на другое устройство или назначить их для основного микса.

Например, вы можете создать сочетание общих источников, таких как вокал, гитары, ударные, клавишные и т.д., а затем сгруппировать их так, чтобы ими можно было управлять вместе с помощью одного фейдера. Если у вас есть отдельные подгруппы, вы можете направить вывод этой конкретной подгруппы, чтобы можно было записать его отдельно от других групп.

Если вы хотите транслировать звук выходящий из микшера в режиме онлайн, с возможностью контроля над тем, какую группу аудио источников передавать, используйте подгруппы для маршрутизации этого сигнала на аудио-интерфейс, а затем на компьютер для его потоковой передачи.

Есть много вариантов использования подгрупп; просто знайте, что это отдельная шина для маршрутизации аудио источников.

12. Фейдеры каналов

Канальные фейдеры представляют собой потенциометры в виде ползунков, которые используются в качестве регулятора громкости для каждого канала. Они выполняют ту же функцию, что и вращающийся потенциометр, то-есть для увеличения или уменьшения громкости. Но поскольку ползунковые регуляторы имеют большую длину хода между минимумом и максимумом, громкость можно регулировать очень плавно.

13. Мастер-фейдеры

На микшерных консолях мастер-фейдер — это то, что управляет общим уровнем громкости всех источников звука, подключенных к микшеру. Как и фейдеры каналов, они увеличивают или уменьшают интенсивность аудиовыхода.

14. Основные выходы

После того, как все источники звукового сигнала, подключенные к микшеру, отрегулированы и уравновешены, именно здесь все усиливается и затем подключается к основным громкоговорителям, которые публика будет слышать.

15. Дополнительные выходы

Вспомогательные выходы используются для приема маршрутизированного сигнала «Aux Send», который подключается к процессору эффектов, либо, если они используются для сценических мониторов, то именно сюда вы можете подключить свои мониторы.

Заключение

В этой статье рассматривались основы микшерного пульта, чтобы вы могли ознакомиться с различными органами управления входящими в состав консоли. Используйте изображения, включенные в сообщение, чтобы было легче ориентироваться по мере необходимости. Как упоминалось ранее, зная функции линейки каналов, вы получаете необходимые знания, необходимые для начала практической работы с аудио микшером.